ОСАГО 2021: штрафы и важные изменения

Оглавление

  1. Общие сведения
  2. Можно ли ездить без ОСАГО?
  3. Ужесточение наказания за езду без страховки ОСАГО
  4. Другие изменения ОСАГО в 2021 году

В 2021 году ОСАГО снова претерпело изменения, что вызвало определенные сложности даже у опытных водителей. Часть поправок в действующее законодательство в данной области уже вступила в юридическую силу, другие пока обсуждаются компетентными государственными органами, а другие только планируются к рассмотрению. Wesem-Light изучил, за сколько в 2021 году можно купить ОСАГО, разрешается ли ездить водителям без полиса и какие штрафы полагаются за такое нарушение.

ОСАГО 2021 - новые правила и штрафы

Общие сведения

Обязательное страхование автогражданской ответственности – мера, предпринятая российским законодательством для разрешения имущественных споров между автовладельцами, попавшими в ДТП. Все расходы по ремонту автомобиля потерпевшей стороны берет на себя не сам виновник аварии, а его страховая компания. Максимальный размер выплаты по полису ОСАГО составляет 300 000 рублей, чего в большинстве случаев хватает для покрытия финансовых затрат. При этом страховщик не оплачивает ремонт автомобиля-виновника ДТП.

Полис ОСАГО является обязательным для автовладельца – таким же, как ПТС, свидетельство о регистрации и водительские права. После покупки и постановки автомобиля на учет в ГИБДД его хозяин должен обратиться в страховую компанию и купить этот документ. Стоимость полиса рассчитывается по базовым тарифам и индивидуальным коэффициентам, зависящим от возраста водителя, стажа вождения, характеристик автомобиля и т. д.

Можно ли ездить без ОСАГО?

Вождение транспортного средства без полиса ОСАГО запрещена законодательно – наказанием за это будет устное предупреждение, штраф или лишение водительских прав. Возможны следующие ситуации, в которых инспектор ГИБДД может применить к водителю санкции.

  1. Отсутствие полиса при оформленной страховке. Полис ОСАГО обязательно должен быть в наличии в машине при ее использовании. Если водитель его потерял, забыл дома и т. д., то инспектор ГИБДД при проверке вправе выписать штраф в размере 500 рублей или вынести устное предупреждение. Бумажный документ сегодня можно заменить электронным полисом E-ОСАГО, скачиваемым на смартфон. Также автовладелец может избежать штрафа, попросив инспектора ГИБДД проверить его страховку по электронной базе, но для этого он должен помнить как минимум ее серию и номер.
  2. Отсутствие водителя в полисе. Такое возможно только в следующих случаях – если реальный хозяин автомобиля одолжил свой транспорт другому человеку или автовладелец только недавно приобрел (купил или получил в дар) машину и не успел оформить ОСАГО на себя. В первой ситуации инспектор ГИБДД обязан выписать штраф 500 рублей, даже если реальный владелец авто находится в ней, но не управляет транспортным средством. Во втором случае водитель может ездить без ОСАГО после покупки в течение 10 дней, но должен иметь при себе полис прежнего владельца и документ, подтверждающий факт передачи транспортного средства в его собственность. Есть еще один вариант, когда водитель управляет машиной без полиса – если он ее угнал. Но это уже не административное, а уголовное правонарушение, и ответственность за него гораздо серьезнее.
  3. Отсутствие страховки. Наиболее суровое наказание ждет автовладельцев, которые сознательно или по забывчивости не оформили полис, а также в «промежуточный период», когда новый документ еще не начал, а старый уже прекратил действовать. В таких случаях автоинспектор имеет полное право штрафовать водителя без ОСАГО на 800 рублей, причем сделать это неограниченное количество раз в день.

Выписанные инспектором ГИБДД штрафы можно оплатить со скидкой в 50% - если сделать это в течение 20 суток с момента оформления наказания.

Можно ли ездить без ОСАГО?

Ужесточение наказания за езду без страховки ОСАГО

Законодательство в области страхования автогражданской ответственности планируется ужесточать. На данный момент существует законодательная инициатива, по которой планируется увеличить наказание водителей за отсутствие действующего договора ОСАГО:

  1. Штраф повышается с 800 до 5000 рублей;
  2. При повторном нарушении в течение 30-дневного срока – лишение прав на 6 месяцев;
  3. При ДТП с участием владельца или водителя автомобиля – штраф в размере 15000 рублей, лишение прав на полгода и конфискация транспортного средства на а на срок уплаты штрафа.

Можно заметить, что в этой инициативе ужесточение наказания за езду без страховки ОСАГО касается только тех случаев, когда владелец машины вообще ее не оформил. В отличие от тех случаев, когда он забыл документ или по какой-то причине его машиной управлял не вписанный в полис водитель, отсутствие оформленной страховки расценивается как сознательное правонарушение, подлежащее более жесткому наказанию. Однако, на данный момент, данная инициатива пока остается законопроектом, находящимся на стадии обсуждения, и в 2021 году вряд ли будет принята.

Фиксация нарушений ОСАГО камерами

Зато другое изменение является делом уже ближайшего будущего – речь идет о фиксации и выписке штрафов за отсутствие обязательной страховки с помощью камер дорожного наблюдения. Действительно, в некоторых регионах РФ подобная практика в тестовом режиме внедряется уже с 2019 года и показывает хорошие результаты. Полноценную реализацию системы пришлось отложить на время коронавирусной пандемии, но недавно к ней снова вернулись. Возможно, фиксировать и выдавать штрафы за отсутствие страховки камеры начнут уже в 2021 году.

Действует эта система автоматической фиксации будет за счет умных камер, которые в режиме реального времени сличают номер автомобиля с имеющимися в базе данных ОСАГО. При отсутствии совпадений устройство видеослежения фотографирует машину, заносит данные в протокол и отправляет его автовладельцу. Размер штрафа пока останется прежним – 800 р, но камеры могут выписывать его хоть каждый день при попадании незастрахованного авто в их поле зрения (но не более 1 раза в сутки).

Фиксация нарушений ОСАГО камерами

Другие изменения ОСАГО в 2021 году

В этом году однозначно вводятся следующие изменения в порядок страхования автогражданской ответственности и наказания для водителей без ОСАГО:

  1. Учет грубых нарушений ПДД при расчете стоимости страховки. Если ранее на цену полиса ОСАГО влияло наличие ДТП с участием страхуемого автомобиля, то теперь в калькулятор включена надбавка за такие грубые нарушения правил дорожного движения, как проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение установленного скоростного ограничения (даже если они не закончились аварией). Эта мера направлена прежде всего на злостных нарушителей. Учитываться будут только нарушения, зафиксированные непосредственно инспектором ГИБДД, информация с камер в расчет пока не берется.
  2. Удорожание ОСАГО для водителей из групп риска. Согласно нововведениям, страховщики теперь будут повышать стоимость страховки водителям, которые часто попадают в ДТП и наносят больший ущерб. Это сделано для покрытия затрат самих страховых компаний, связанных с обслуживанием таких клиентов. В «группы риска», помимо лихачей, входят также юрлица, управляющие автомобилями с прицепом, а также владельцы грузовиков, для управления которыми достаточно прав категории В.
  3. Страховые выплаты в режиме онлайн. Ранее для получения компенсации по страховому случаю автовладельцу нужно было посещать офис страховой компании лично или высылать документы почтой. После введения поправок это можно будет сделать по Сети, воспользовавшись соответствующей функцией на портале «Госуслуги» или сервисом «Помощник ОСАГО». Для получения выплаты достаточно будет заполнить электронное заявление, приложить фотографии повреждений и отправить страховщику. Российским союзом автостраховщиков (РСА) внесены на рассмотрение доработки, по которым данную норму планируется не распространять на ДТП с пострадавшими людьми, а также ввести право для страховой компании провести очное обследование авто для проверки на скрытые повреждения, незаметные на фото.
  4. Невозможность оформления ОСАГО без техосмотра. В 2021 году ужесточилась процедура прохождения техосмотра – просто купить диагностическую карту уже не получится. Теперь ТО проводится в сертифицированных ГИБДД и РСА центрах с фиксацией процесса на видеокамеру и внесением данных в электронную базу. Без техосмотра невозможно будет получить диагностическую карту, а без нее – полис ОСАГО. Соответственно, при аварии страховщик имеет полное право отказать незастрахованному автовладельцу в выплате компенсации.

Рассмотренные в статье нововведения направлены прежде всего на недобросовестных водителей. Автовладельцам, которые вовремя оформляют страховку и соблюдают правила дорожного движения, ничего не угрожает. Средняя стоимость ОСАГО после внесения поправок в закон выросла незначительно – с 5410 до 5440 рублей (по данным РСА).