Замена масла: когда лучше менять масло?

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

В большинстве современных машин используются двигатели внутреннего сгорания. Их конструкция настолько несовершенна, что большая часть процессов, происходящих внутри, нацелена не нейтрализацию последствий трения деталей друг о друга. За смазку механизмов внутри двигателя отвечает моторное масло. От его эксплуатационных характеристик зависит бесперебойная работа двигателя. При этом требуется своевременная замена моторного масла, в противном случае может быть необходима промывка двигателя, капитальный ремонт или замена.

В статье расскажем, когда рекомендуется менять масло, какие есть способы определения состояния масла.

Функции моторного масла

  1. Нивелирование последствий трения механизмов.
  2. Снижение износа комплектующих двигателя.
  3. Отведение тепла, вырабатываемого вследствие трения.
  4. Защита деталей от коррозии.

Что такое «выработанное масло»?

Что такое «выработанное масло»?

Во всех двигателях внутреннего сгорания применяется моторное масло, в процессе эксплуатации оно «стареет». Чем больше автомобиль проходит километров, чем интенсивнее используется в разных условиях, тем активнее происходит окисление масла, выгорают присадки и скапливаются загрязнения. Смазка становится более жидкой, черной и дегтеобразной.

  • Такое масло не способно выполнять свои функции, оно не охлаждает двигатель, усиливает нагрузку на все узлы силового агрегата;
  • растет расход топлива, сокращается ресурс мотора. Если при работе двигателя появился характерный стук, устройство требует срочного ремонта;
  • в результате использования загрязненного моторного масла снижаются антикоррозийные характеристики, засоряются и забиваются масляные каналы.

Срок замены масла

Считается, что масло требуется менять каждые 10 000 км. Это утверждение несправедливо унифицирует рекомендации для машин, не учитывая особенности эксплуатации, тип автомобиля и другие характеристики.

Что стоит учесть:

  1. Рекомендации производителя автомобиля

  2. В сервисных документах обычно указано, когда необходимо поменять масло впервые, если автомобиль совершенно новый и как часто рекомендуется проводить процедуру потом. Если новая машина не обкатана производителем, масло придется заменить почти сразу после покупки, чтобы вымыть из двигателя стружку и загрязнения, которые появляются пока механизмы «срабатываются» и детали встают на место. Также внеочередная замена смазочной жидкости ждет двигатели после капитального ремонта и обновления.

  3. Возраст машины и состояние двигателя

  4. Чем старше автомобиль и изношеннее мотор, тем сложнее ему работать, следовательно, стоит менять масло чаще. При этом стандартные рекомендации производителя не учитывают сопутствующие факторы и дают очень условные вводные, которые необходимо корректировать исходя из всех факторов.

  5. Режим эксплуатации: город или загородная трасса

  6. На загородных трассах мотор работает интенсивнее, но и охлаждается лучше. В городе же за счет пробок, длительного стояния и езды на низких скоростях масло стареет быстрее, замена может потребоваться уже спустя 5000-7000 км. Так 15 000 км по загородной трассе можно проехать за 200 часов, именно такой период будет работать масло. В городе же на такую же дистанцию может уйти более 500 часов работы масла. Причем манера езды также влияет на выработку масла, оптимальный режим это езда на постоянной, умеренной скорости.

  7. Качество и количество используемого топлива

  8. Низкокачественный бензин, сгорая оседает на двигателе нагаром. В процессе циркуляции, масло вбирает в себя этот нагар и быстрее приходит в негодность. Некоторые водители определяют срок замены жидкости по количеству литров сожженного бензина. Заправил 3000 литров пора менять масло. Но этот способ индикации подходит тем, кто ведет учет заправок.

  9. География эксплуатации

  10. Так в автомобилях, эксплуатируемых на территории России и стран СНГ, масло приходится менять чаще, чем в Европейских странах. В том числе и из-за экстремальных перепадов температур и плохих дорог. В России принято готовить автомобиль к зиме: обновить АКБ, проверить состояние тормозной системы, заменить галогенки на светодиодные фары, заменить масло на зимнее и др.

  11. Внешний вид жидкости

  12. Если масло выглядит загрязненным и слишком жидким, стоит его заменить. Каждый раз, измеряя уровень масла щупом, посмотрите, как выглядит сама жидкость, которая остается на поверхности. Потемнение, обильное количество загрязнений говорит о том, что пора заменить масло.

  13. Вид масла

Все моторные масла состоят из основы и присадок. Составов и комбинаций много. Период старения зависит от основы и пакета присадок, поэтому индивидуален для каждого вида. Рекомендуемые интервалы рассчитаны на стандартные синтетические или полусинтетические масла с гидрокрекинговой основой. Если водитель хочет увеличить промежутки замены жидкости, стоит выбирать варианты со стойкой базой и максимально хорошим пакетом присадок, для определения лучшей марки и модификации можно воспользоваться результатами тестирования.

Сколько можно ездить на отработанном моторном масле?

При несвоевременной замене масла усугубляются риски выхода из строя всего двигателя, но небольшой зазор на вынужденную задержку у водителя есть. Механики СТО говорят о том, что проездить на отработанном моторном масле лишние 1000 2000 км может быть не критичным. Но если не менять масло вовремя и проездить на нем лишних 4000-5000 км, то без последствий такая задержка не обойдется.

Замена моторного масла в АКПП и МКПП

Замена моторного масла в АКПП и МКПП

Речь идет о различиях замены масла в механической и автоматической трансмиссиях. В отличие от моторного трансмиссионное масло с топливом не взаимодействует, поэтому можно воспользоваться общими рекомендациями из сервисной книжки автомобиля. Среднее значение разных производителей рекомендует менять масло в МКПП спустя 50 70 тысяч пробега, но рекомендуем ориентироваться все же на нижнюю границу.

Менять масло в АКПП рекомендуют примерно также часто, как и МКПП, но стоит учитывать, что полностью слить масло из автомобиля с автоматической коробкой передач не удастся, поэтому обычно производят частичную замену масла: сливают сколько получится, и заливают новое, получается обновление примерно на 40 50%, поэтому период эксплуатации снижается вдвое, и о смене масло стоит задуматься уже спустя 30 000 км.

Способы замены масла

Практикуют 2 способа замены масла: слив и вакуумная замена.

  1. Слив масла можно доверить сотрудникам СТО или произвести самостоятельно. Прогрейте или остудите двигатель до рабочей температуры, чтобы масло хорошо стекало и при этом не было раскалено. Подготовьте емкость для слива отработанного масла. Открутите пробку на картере двигателя, сверьтесь с инструкцией эксплуатации. Поставьте емкость для сбора масла и откручивайте пробку сначала ключом, а затем руками, чтобы успеть поймать пробку. На слив уйдет 5 минут, полностью масло не сольется, 2-3% останется внутри двигателя это норма. Для машин с автоматической коробкой передач норма 30-40% старого масла. По состоянию масла можно определить стоит ли промывать двигатель. Если нет, то нужно залить новое масло, сначала 0,5 1 л. для промывки. Затем закрыть пробку и налить свежее масло, контролируя уровень (не более 80% от общего объема), и заменить масляный фильтр.
  2. Экспресс-замена это способ при котором масло отсасывают специальным вакуумом через отверстие для щупа. Заливают новое масло, заменяют фильтр. Процедуру лучше проводить в условиях СТО. При таком методе в двигателе остается значительно большее количество отработанного масла, прибегнуть к этой процедуре придется быстрее.

Советы и рекомендации

Своевременная замена смазки авто
  1. Покупайте только качественное, одобренное производителем масло.
  2. Не используйте экспресс-замену слишком часто.
  3. Чаще меняйте моторное масло.
  4. Ничего не добавляйте в масло самостоятельно, эффект будет краткосрочный, а последствия могут быть серьезными.
  5. Следите за уровнем масла, недолив также опасен, как и перелив. В первом случае трение деталей будет критичным, во втором масла будет слишком много. Для измерения используйте щуп.
  6. Моторы российских автомобилей требуют меньшее количество смазки, чем движки такого же объема зарубежного производства.

Своевременная замена смазки важное правило в обслуживании автомобиля. Им не стоит пренебрегать и затягивать срок замены смазочного элемента. От правильного выбора масла и его чистоты зависит работа двигателя и период его работы без необходимости проведения дорогостоящих ремонтных работ. Особенно внимательно за уровнем и состоянием смазочной жидкости нужно следить зимой, когда двигатель испытывает на себе повышенные нагрузки. Поэтому перед холодами рекомендуют помимо установки нового АКБ, замены галогенок на светодиодные фары, установки зимних дворников и других необходимых манипуляций еще и заменить моторное масло.