Нешипованные шины «прилипают» ко льду: раскрываем все карты

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

Нешипованные шины


Оглавление:

  1. Конструктивные особенности фрикционных шин
    1. Состав резиновой смеси зимних шин
    1. Ламели
  2. Виды нешипованных зимних шин: европейский и скандинавский
    1. Скандинавский
    2. Европейский
  3. Преимущества фрикционных шин
  4. Недостатки нешипованной резины
  5. Современные альтернативы шипам
  6. Добавки в состав резины
    1. Менее плотные полимеры
    2. Специальные кристаллы с секретным составом
    3. Дробленая скорлупа грецкого ореха
    4. Абсорбирующие вещества
  7. Как выбрать нешипованные шины?

 

 

Принцип работы разных типов зимних шин (с шипами и без) на заснеженной, обледенелой или мокрой трассе схож. Это сочетание максимального прилегания к поверхности за счет мягкости резины, плюс специальные элементы, которые выводят из пятна контакта лишнее (воду, снег, грязь) для лучшего сцепления с поверхностью.

Остальное – частности, которые вызывают немало споров среди автомобилистов и производителей авто. Водители со стажем считают нешипованную резину лучшим вариантом для любых погодных условий, а на возражения отвечают – «Вы просто не умеете на них ездить!». Так ли это, давайте разбираться.

 

В статье расскажем про фрикционные зимние шины и заставляют ли ламели на шинах «прилипать» к скользкой поверхности. Спойлер: разумеется, никуда они не прилипают, но в народе их называют «липучками».

Конструктивные особенности фрикционных шин

Нешипованные шины

Название этих шин произошло от англ. friction, что переводится как «трение». Они обеспечивают лучшее соприкосновение с заснеженной, мокрой и покрытой жидкой грязью дорогой, при этом не портят асфальт механическим воздействием шипов. Секрет в составе резины и рисунке протектора, вариации этих элементов создают модели для эксплуатации в разных погодных условиях.

1. Состав резиновой смеси зимних шин

В отличие от летней резины, зимняя более мягкая и пластичная. Эти свойства позволяют ей не промерзать даже в сильные морозы и обеспечивать максимальное прилегание к разной поверхности. В состав входят естественные и синтетические каучуки, сера и цинк, которые отвечают за однородность консистенции и прочность материала. Для снижения сопротивления качению в состав добавляют восстановленную кремниевую кислоту. Для сохранения эластичности даже при экстремально низких температурах, производители добавляют в состав масла. Каждый производитель определяет свои оптимальные пропорции.

2. Ламели

Это тонкие извилистые разрезы в рисунке протектора. В пятне контакта ламели расширяются, втягивают в себя воду, снег, жидкую грязь и отводят из пятна контакта. Частые, длинные и тонкие улучшают эксплуатационные характеристики на рыхлом снегу и жидкой грязи, но ухудшают езду по сухому асфальту и бесполезны на гладком льду. В последнее время появились 3D ламели, которые приближают современные зимние шины к оптимальному соотношению характеристик на сухом асфальте и заснеженной трассе.

Виды нешипованных зимних шин: европейский и скандинавский

Нешипованные шины

Разница в рисунке протектора, ламелях и составе резины. Определить вид «на глаз» не так просто, поэтому лучше уточнять у производителя и обращать внимание на особые отметки в документации.

Скандинавский

Из названия понятно, что скандинавский тип предназначен для привычных нам снежных, морозных зим. Ее особенность – повышенная мягкость резины, которую можно почувствовать, даже надавив на нее пальцем. Эти свойства демонстрируют лучшие характеристики на обледенелой трассе, справляются с ездой по глубокому снегу, не промерзают и не теряют эксплуатационных характеристик при температуре ниже -15, но «плывут» и быстро изнашиваются на асфальте.

Европейский

Европейский больше подойдет для мегаполисов с применением на дорогах общего пользования реагентов. Или местности, где зимы похожи на межсезонье, с околонулевой температурой и мокрым или сухим асфальтом. Европейская фрикционная шина более жесткая по сравнению со скандинавской, в ней меньше ламелей, но рисунок протектора хорошо отводит из пятна контакта воду. Идеальна для эксплуатации при температуре до -5 и постоянных оттепелей. Дает хорошее управление и разгон на асфальте и «снежной каше». При понижении температуры резина резко теряет свои эксплуатационные характеристики, встает «колом», скользит на укатанном снегу и на льду.

Преимущества фрикционных шин

Нешипованные шины

  1. Правильно подобранные нешипованные зимние шины не создают шума при движении (как, например, шипованные шины по асфальту).
  2. Не портят дорожное покрытие, как шипы, которые «вгрызаются» в покрытие, создают трещины, в них попадает вода, при замерзании она расширяется и разрывает асфальт.
  3. Превосходят шипованные варианты по сцеплению с наледью при температуре от -15 и ниже. При экстремально низких температурах, оледенелые шипы проскальзывают по промерзшей поверхности, таких проблем нет у нешипованных зимних шин.

Недостатки нешипованной резины

  1. Слабое сцепление с гладким льдом, особенно при температуре от 0 до - 10 градусов. Снижение давления во фрикционных шинах значительно улучшает поведение шины в таких условиях.
  2. Относительно быстрый износ на асфальте за счет более мягкого, чем в шипованном варианте состава резины.
  3. Требует хорошего водительского опыта в случае, если используется в некомфортных для данного типа условиях. Как и шипованная резина, при неумелом управлении авто быстрее изнашивается, теряет свои преимущества и управляемость.

Современные альтернативы шипам

Производители постоянно разрабатывают новые составы резины, рисунки протекторов и варианты ламелей, которые помогут лишить фрикционные шины основных эксплуатационных недостатков. Это дополнительно осложняет выбор для автовладельцев и разжигает споры между опытными автомобилистами в России.

В странах с теплыми европейскими зимами уже запрещено оснащение зимних шин шипами в целях защиты асфальтобетонного покрытия от разрушения. При этом далеко не везде климатические условия постоянные, без перепадов температур, наледи и прочих характерных для зимы обстоятельств. Рисунок протектора и ламели уплотняют, комбинируют и изменяют, но основной расчет идет на доработку состава резины.

Добавки в состав резины

Нешипованные шины

Мягкая и эластичная резина, которая идеально едет по заснеженной трассе, бесполезна на льду и обледенелой дороге, покрытой слоем воды (он действует как масляная смазка, это заносы, скольжение и сложное управление транспортным средством). Поэтому производители задумались о добавлении в состав резины различных составов, которые могли бы выполнить роль шипов.

Менее плотные полимеры

В процессе эксплуатации и износа резины они начинают выступать и цепляются за поверхность заснеженного дорожного полотна, также они улучшают сцепление с дорогой, покрытой водной пленкой.

Специальные кристаллы с секретным составом

Один из производителей добавляет их в резину, равномерно распределяя по поверхности, в процессе износа они также создают неровность и по заверениям авторов этой технологии, образуют экологичные безопасные шипы.

Дробленая скорлупа грецкого ореха

Плотность этого натурального материала такова, что за лед она легко зацепится, но испортить дорожное покрытие не сможет.

Абсорбирующие вещества

Применение добавок этого типа при производстве зимних шин вызвано попыткой добавить управляемости на нешипованных шинах при температурах около 0 градусов, когда на ледяной корке образуется водяная пленка. Абсорбирующие вещества по замыслу разработчиков впитают в себя лишнюю влагу, это поможет увереннее тронуться с места и сократить время торможения, что может быть эффективно в потенциально-опасной ситуации.

Как выбрать нешипованные шины?

Нешипованные шины

  1. Зимняя резина, из которой в процессе эксплуатации выпали шипы, не становится автоматически фрикционной, есть разница в составе резины, рисунке протектора и ламелях, поэтому лучше купить новый комплект серийных зимних шин.
  2. Учитывайте климатические условия региона, где будет эксплуатироваться автомобиль. Особенности европейского и скандинавского типа описаны выше. Если вы часто имеете дело с обледенелой трассой, если перепады температур бывают очень резкими, стоит подумать о шипованных шинах, возможно, шипы пригодятся вам всего однажды за сезон, но уберегут от серьезного ДТП. Если же вы можете себе позволить оставить автомобиль на парковке в непредвиденных погодных условиях – определитесь с типом нешипованных и оцените все преимущества этого типа зимних шин.
  3. Берите в расчет условия эксплуатации автомобиля, если вы часто ездите за город, не стоит рисковать, покупайте шипованный вариант. Если же вы чаще ездите по городу, где с уборкой снега неплохо справляются коммунальные службы, фрикционные шины – отличный вариант.

И да, конечно, важен опыт вождения. Не экспериментируйте с шинами, если не чувствуете себя уверенно за рулем. Возможно, новые технологии позволят отказаться от шипов и перейти на «липучки» при любых климатических условиях, но пока в эту сторону делаются только первые шаги. Шипы, как и качественные светодиодные фары могут придать уверенности и безопасности водителю на любой дороге, но только если покупать качественные изделия от надежных производителей. За автомобильной оптикой в интернет-магазин Wesem-Light!