Тюнинг: изменение правил с 2021 года
Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!
Оглавление
- Суть законодательных изменений
- Какой тюнинг считается незаконным?
- Новые правила регистрации тюнинга: порядок оформления
- Организационные проблемы с новыми правилами тюнинга
Похоже, с июля этого года для автовладельцев, обожающих украсить или проапгредить свой автомобиль, наступают нелегкие времена. Речь идет об изменениях, внесенных в Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2019 г. N 413, регулирующее перечень допустимых изменений в конструкции транспортных средств и порядок их применения. В этой статье рассмотрим подробно новые правила тюнинга автомобиля в 2021 году, а также наказания за их нарушения.
Суть законодательных изменений
Следует сразу оговориться – о полном запрете тюнинга в новых правилах речи не идет, лишь об изменениях в порядке его проведения. Основными нововведениями можно считать:
- необходимость регистрации любых изменений в конструкции автомобиля в гибдд после проверки в специализированных лабораториях на безопасность;
- отказ от удаленного осмотра внесенных в конструкцию автомобиля изменений по фото – теперь автовладелец должен лично посещать сертифицированный сервисный центр для проведения экспертизы.
Кроме того, устанавливается новая методология и порядок проведения технического осмотра, устанавливающего законность или незаконность внесенных в машину конструктивных изменений. Эти правила тюнинга и его проверки действовуют с 1 июля 2021 года – фактически, до этого специалисты, проводящие экспертизу, руководствовались общими положениями законодательства и своими профессиональными стандартами, но теоретической или методологической основы для регистрации или отказа от нее не было.
Какой тюнинг считается незаконным?
ГОСТом Р 51709-2001 установлены требования к безопасности автотранспортных средств и методам ее проверки. Соответственно, запрещаются любые изменения конструкции автомобиля, при которых его эксплуатация нарушает эти нормы. Полный перечень неисправностей, накладывающих запрет на использование автомобиля, перечислен в ГОСТ 33670-2015.
Также запрещенным является любой тюнинг, не предусмотренный производителем автотранспортного средства. Следует понимать, что основанием для запрета является не само изменение конструкции транспортного средства, а отсутствие его проверки на безопасность. Иными словами, если изменение одобрено либо сами производителем, либо прошло проверку в специализированной лаборатории и признано не наносящим ущерб безопасности ТС – автомобиль подлежит регистрации.
Разберем на конкретном примере. В конструкции пикапа-внедорожника Volkswagen Amarok Canyon производитель заранее допустил возможность установки следующих дополнительных элементов:
- Тягового устройства (лебедки);
- Дополнительных фар;
- Накладок на дефлекторы;
- Стальной каркасной защиты моторной коробки;
- Декоративных бамперов;
- Клаксона для отпугивания медведей.
В данном случае весь тюнинг обусловлен сферой применения машины – езда по бездорожью, трэвелинг и т. д. Дополнения разработаны специалистами самой фирмы-производителя и заранее прописан в технической документации. Соответственно, установка этих элементов не будет нарушать российское законодательство и автомобиль можно смело использовать, не боясь штрафа или снятия с учета. Но если добавить в конструкцию «Каньона» крыло-спойлер, то его уже придется сначала сертифицировать в лаборатории, и только после получения разрешения зарегистрировать изменение в ГИБДД.
Типичными примерами тюнинга, который обязательно потребует проверки в специализированной лаборатории, являются:
- Установка газобалонного оборудования для езды на газовом топливе;
- Модернизация тормозной или ходовой системы;
- Замена двигателя на новый той же или иной модели;
- Установка декоративных элементов – спойлеров, накладок и т.д.;
- Замена галогеновых фар на ксеноновые или светодиодные, установка дополнительных световых приборов;
- Монтаж фаркопа для буксировки, багажника на крышу и т. д.
Наказание за езду с неоформленным тюнингом по новым правилам в 2021 году осталось тем же – штраф в 500-800 р. При повторной фиксации нарушения инспектор ГАИ уже имеет права выписать штраф в 5000 р и лишить автовладельца водительских прав на 1-3 месяца. Если хозяин транспортного средства не устранил неисправности в течение 10 дней, то автомобиль снимается с учета, а езда на нем становится незаконной.
Новые правила регистрации тюнинга: порядок оформления
Чтобы законно оформить тюнинг с 1 июля 2021 года автовладельцу необходимо будет пройти несколько этапов:
- Проектирование изменения. Владелец машины обращается в тюнинг-ателье или автосервисный центр, имеющий соответствующую лицензию. Там составляется перечень планируемых работ, который в электронном виде отправляется в аккредитованную испытательную лабораторию. Ее сотрудники проверяют дополнительное оборудование на соответствие правилам безопасности использования транспортного средства.
- Согласование в ГИБДД. Одобренные испытательным центром изменения перенаправляются в Госавтоинспекцию. После получения одобрения со стороны ГИБДД автовладелец может смело обращаться в выбранный автосервис или тюнинг-ателье. После проведения тюнинга хозяину машины должны выдать справку о выполненных работах.
- Техосмотр. Модернизированный автомобиль направляется в СТО для проведения технического осмотра, а затем – на тесты в испытательную лабораторию. Там специалисты анализируют, насколько качественно и безопасно проведен тюнинг. Проверка проводится теперь исключительно при непосредственном наличии автомобиля на испытательной площадке – дистанционное исследование по фото или видео запрещено.
- Окончательное согласование. Протестированный и одобренный в испытательной лаборатории автомобиль вновь направляется в ГИБДД. Там он проходит заключительный осмотр, после чего сотрудник МРЭО осуществляет его регистрацию и выдает водителю документы с внесенными изменениями.
В этой схеме заметен один важный момент – многоэтапная проверка в испытательном центре и МРЭО ГИБДД. Все эти нововведения в правила тюнинга автомобилей необходимы для максимальной безопасности выполненных изменений.
Организационные проблемы с правилами тюнинга автомобилей
В теории новые требования к изменениям транспортных средств выглядят хоть и сложными, но оправданными. Однако, у многих автовладельцев возникает вопрос – хватит ли сертифицированных испытательных центров на обследование огромного количества машин? Ведь в них проверяются не только тюнингованные машины, но и прошедшие ремонт после ДТП, переоформленные авто и т. д. Все это создает высокую нагрузку на имеющуюся инфраструктуру сертификации и обслуживания автотранспортных средств.
Опасения эти не лишены оснований – в частности, именно по этой причине (хотя это и не было признано официально), реализацию этих нововведения отложили с 2019 до 2021 года. Особенно проблемы с наличием достаточного количества сертифицированных испытательных лабораторий наблюдались в удаленных регионах России. В этом году представители Росстандарта поспешили успокоить частных и корпоративных владельцев автотранспорта – по результатам проведенной проверки степень готовности инфраструктуры оценили как высокую. Тем не менее, значительное количество автовладельцев по-прежнему относятся к реализации новых правил тюнинга автомобилей скептически и готовятся к большим очередям на регистрацию тюнингованных машин.