Фиксация разговоров по телефону или штраф от скрытых патрулей

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

Оглавление

  1. Почему вообще нельзя говорить по телефону за рулем?
  2. Борьба с разговорами по телефону за рулем
  3. Использование камер для фиксации разговоров по телефону за рулем
  4. Сложности с реализацией
  5. Как избежать штрафа за разговор по телефону за рулем?

Мобильный телефон стал нашим постоянным спутником, другом и деловым партнером – статистически с ним современный человек проводит больше времени, чем со своими близкими. По нему совершаются дружеские и деловые звонки, организуются виртуальные конференции, обсуждения, проводятся репортажи в прямом эфире и т. д. Поэтому использование телефона водителем во время движения – частая ситуация и одно из самых «популярных» правонарушений. В последнее время фиксировать его стали не только во время стандартных проверок, но и с помощью скрытых патрулей и дорожных камер (в Москве и некоторых других больших городах РФ). Насколько эффективны такие меры и почему зачастую они не срабатывают так как надо? С этими вопросами мы попробовали разобраться в этой статье информационной рубрики Wesem-Light.

Почему запрещены разговоры за рулем

Почему вообще нельзя говорить по телефону за рулем?

Езда на автомобиле всегда является потенциально опасной ситуацией, требующей высокой концентрации внимания. На высокой скорости счет идет даже не на секунды, а на миллисекунды – достаточно хоть на мгновение отвлечься, чтобы не заметить переходящего дорогу пешехода, другую машину или препятствие на трассе. Да и в момент старта или парковки водитель тоже должен быть предельно сосредоточен, чтобы не задеть стоящий возле его автомобиля столб или соседнее транспортное средство.

Очевидно, что концентрироваться человеку легче на выполнении одного действия – в нашем случае, вождении автомобиля. Использование телефона за рулем (звонки, написание SMS или просмотр ленты в соцсети) нарушают эту сосредоточенность, так как мозг частично переключает свое внимание на посторонние действия. В результате замедляется время, затрачиваемое на реакцию – в одном исследовании оно сначала увеличивалось в среднем до 40 миллисекунд, а при повторном отвлечении внимания на смартфон росло лавинообразно.

Дополнительным фактором является то, что во время разговора по телефону за рулем без использования гарнитуры и устройства hands-free у водителя одна рука занята удерживанием гаджета около головы. Соответственно, управляет автомобилем он тоже только одной рукой, что существенно снижает качество контроля над движением. В экстренной ситуации времени на то, чтобы положить телефон и взяться за руль обеими ладонями, может просто не хватить.

Наказание за разговоры за рулем

Борьба с разговорами по телефону за рулем

Из-за вышеописанных причин использование телефона во время вождения расценивается в российском (и не только) законодательстве как нарушение правил дорожного движения. За это предусмотрен штраф в 1500 рублей в соответствии со ст. 12.36.1 КоАП РФ «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства». Борьба с нарушителями приобрела весьма масштабный характер и охватила большую часть регионов России. Особенно тщательно она ведется, конечно, в крупных городах, где у местных сотрудников автоинспекции есть технические и финансовые возможности, а также людские ресурсы на осуществление такой деятельности.

Традиционным способом отслеживать использование телефона за рулем является визуальное наблюдение за участниками дорожного движения. Причем в российском законодательстве прописано, что фиксация может осуществляться как на фото- и видеоаппаратуру, так и просто инспектором ДПС визуально с последующим оформлением протокола и выпиской штрафа.

При этом есть важное уточнение – чтобы иметь возможность штрафовать водителей, сотрудник Госавтоинспекции должен находиться в служебной машине с соответствующей цветографической схемой ДПС или хотя бы быть одетым в служебную форму. Однако, такая «демаскировка» дает нарушителям возможность вовремя заметить наряд дорожной полиции и спрятать телефон, избежав наказания.

В связи с этим законодательством предусмотрена другая возможность «прижать» любителей поговорить по телефону за рулем. Речь идет о так называемых «скрытых патрулях» - сотрудников Госавтоинспекции в штатском, которые наблюдают за автомобильным потоком незаметно и фиксируют водителей, нарушающих запрет на использование гаджетов во время езды. При этом самостоятельно они оформлять протокол и штрафовать водителей, разговаривающих по телефону, они не могут – зафиксировав правонарушение, участники «скрытого патруля» передают информацию на ближайший пост ГИБДД, который уже останавливает нерадивого автовладельца и выполняют официальную процедуру.

Пока такая мера носит экспериментальный характер, но ее официальное внедрение в практику Госавтоинспекции – дело самого ближайшего будущего. Следует ожидать серьезного роста числа оштрафованных, однако это пока не значит эффективности «скрытых патрулей» в плане снижения общего количества нарушений на дорогах.

Как камеры фиксируют разговоры за рулем

Использование камер для фиксации разговоров по телефону за рулем

Другим важным нововведением в практику борьбы с любителями поговорить по телефону во время езды, является автоматическое штрафование с помощью камер дорожного видеонаблюдения. Этот способ основан на внедрении нейросетевых технологий распознавания образов в конструкцию и алгоритмы устройств видеофиксации. В целом схему можно описать следующим образом:

  1. Камера по реперным точкам определяет, что водитель пользуется гаджетом – например, держит ладонь около уха;
  2. Далее камера передает изображение подозрительного автомобиля в центр обработки данных, где оператор-человек проверяет изображение и утверждает наличие или отсутствие правонарушения;
  3. На основе этой информации уже сотрудник ГИБДД оформляет официальный протокол, который отправляется нарушителю по почте или на аккаунт портала в «Госуслугах».

Правительство уже приступило к реализации этой технологии, установив оборудованные соответствующим программным обеспечением дорожные камеры в Москве и других крупных городов России. Официально заявляется о высокой точности таких устройств видеофиксации, процент ошибок прогнозируется не более, чем в 1-2%.

В чем проблема штрафов с камер за разговоры по телефону

Сложности с реализацией

Вместе с тем, и «скрытые патрули», и камеры видеофиксации с отслеживанием разговаривающих за рулем водителей подвергаются критике как со стороны простых автовладельцев, так и со стороны экспертов – в том числе работающих в органах правопорядка.

Основная претензия к рейдам «скрытых патрулей» заключается в том, что для этого требуется слишком много людских ресурсов. Штат сотрудников ГИБДД и так испытывает определенные сложности с количеством сотрудников на обычных постах, и это положение усугубится, так как из этого числа придется отбирать работников «в штатском», что вызовет увеличение рабочей нагрузки на персонал.

Кроме того, пока неизвестно, насколько «скрытые патрули» будут эффективны не в штрафовании, а в снижении числа самих правонарушений. Психология человека устроена так, что мы быстрее реагируем на очевидную опасность, чем на скрытую угрозу. Наличие заметных патрулей ДПС, одетых в форму и пользующихся служебными машинами с соответствующей цветоиндикацией действует на водителей более отрезвляюще, чем во многом абстрактная вероятность попасться на глаза сотрудника в штатском.

Еще больше вопросов возникает к камерам дорожного наблюдения. Фиксировать разговоры по телефону за рулем они могут исключительно по характерным маркерам – в частности, по находящейся около уха ладони. Но такой жест человек делает и в других ситуациях: когда поправляет волосы, отмахивается от залетевшего насекомого, вытирает пот в жару и т. д. Из-за этого автовладельцы ожидают ожидаемого и очень высокого роста случаев выписывания ошибочных штрафов. И это не просто досужие опасения – например, множество подобных случаев уже возникало из-за неправильного распознавания камерами выключенных или включенных автомобильных фар.

Проблема частично решается тем, что показания с камер проверяются сотрудниками центра обработки автоматизированных данных. Однако, здесь тоже имеются свои тонкости:

  1. Во-первых, штат таких сотрудников сильно недоукомплетован, из-за чего по статистике каждому из них отведено всего около 7 секунд на изучение материалов и принятие решения;
  2. Во-вторых, «человеческий фактор» - сотрудник центра обработки данных тоже может неправильно истолковать изображение, присланное камерой, и выписать необоснованный штраф.

Практика показывает, что из-за высокой нагрузки многие материалы с камер дорожного наблюдения автоматически расцениваются как достоверные. В свою очередь, у водителей практически нет возможности обосновать свою правоту, так как эти материалы остаются для него недоступны.

Как избежать штрафа за разговор по телефону за рулем

Как избежать штрафа за разговор по телефону за рулем?

Самый простой и правильный способ избежать наказания – не использовать смартфон традиционным способом во время движения. Лучший вариант заключается в остановке транспортного средства на время совершения звонка или других действий с телефоном. Также водитель может использовать устройства hands-free, позволяющие управлять телефоном без помощи рук. Однако, к этому способу также имеются претензии:

  1. Даже совершая звонок по гарнитуру, водитель все равно отвлекается на него, хотя и в меньшей степени, чем при использовании гаджета традиционным способом;
  2. Использование hands-free-устройств дает автовладельцу ложное чувство безопасности – он полагает, что этот способ со 100-процентной гарантией убережет его от аварии, в то время как она лишь незначительно снизит такую вероятность.

Многочисленные исследования в этой области, проведенные в США и европейских странах, показывают, что внедрение дистанционных устройств для управления мобильным телефоном не оказало существенного влияния на рост аварий из-за разговоров за рулем. Участники экспериментов, пользующиеся проводными и беспроводными гарнитурами, в том числе с голосовым управлением, также реагируют на дорожную ситуацию с замедлением. Из-за этого в некоторых странах даже просто держать сотовый телефон в руках при работающем двигателе уже является правонарушением.

В последнее время во многих странах все чаще призывают на законодательном уровне ввести полный запрет на использование телефонов во время езды – в том числе с применением hands-free-устройств. Только такой радикальный способ, по мнению исследователей, позволит снизить количество аварий на дорогах. Как будет обстоять ситуация в этой сфере в России – покажет только время.