Рабочие советы: экономим топливо по-умному
Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!
Оглавление
- Что приводит к повышению расхода топлива?
- Способы экономии топлива
Расход топлива – одна из главных головных болей любого автомобилиста. Бензин и солярка стоят дорого, и его цена продолжает повышаться, что неотвратимо бьет по карману владельцев автомобилей. Конечно, производители автотехники пытаются сделать свои машины более экономичными, но эти меры работают далеко не всегда. О том, почему ваше авто внезапно стало слишком «прожорливым» и какие существуют методы экономии расхода топлива – читайте в новой статье блога Wesem-Light.
Что приводит к повышению расхода топлива?
Как правило, если машина сначала расходовала бензин или дизель экономично, а потом стала очень прожорливой – это говорит о наличии в ней каких-то неполадок. К наиболее распространенным техническим причинам повышенного расхода топлива относятся:
- Поломка или неправильная работа одного из датчиков – уровня кислорода, расхода топлива или холостого хода;
- Неправильный угол схода-развала колес, напрямую влияющего на топливные затраты во время движения автомобиля (поэтому рекомендуется корректировать этот параметр автомобиля каждые 15-20 тысяч км пробега);
- Навешивание на автомобиль дополнительных элементов (спойлеров, бамперов, планок освещения и т. д.), которые увеличивают массу транспортного средства и ухудшают его аэродинамические качества;
- Засорение топливного и/или воздушного фильтра, что приводит к неполному и неэффективному сгоранию топлива и, соответственно, необходимости потреблять его в большем количестве при прежних характеристиках движения;
- Длительный перегрев двигательной установки – напротив, это явление способствует тому, что топливо сгорает впустую без совершения им полезной работы;
- Низкое качество самого топлива – бензин и дизель с посторонними примесями сгорают с высвобождением меньшего количества тепловой энергии, к тому же загрязняют двигательную установку, топливный трубопровод и другие элементы конструкции, в перспективе снижая их эффективность;
- Поломки двигателя – разрыв ремня газораспределительного механизма, регулирующего впуск и выпуск рабочего тела (топлива) в цилиндрах, неисправность или неправильная установка свечей зажигания и другие неполадки снижают экономию топлива;
- Износ сцепления – при нем для начала движения или переключения на другую передачу приходится держать двигатель на повышенных оборотах, что требует дополнительных затрат горючего;
- Низкое давление в шинах, езда на шипованной резине в несоответствующий ей сезон приводит к тому, что часть топлива тратится на преодоление возросшего трения колес о дорожное покрытие.
Не только технические факторы приводят к тому, что увеличивается расход топлива. Одной из распространенных причин является неоптимальный стиль вождения, не соответствующий характеристикам конкретного автомобиля или критериям внешней среды, в которой он используется:
- Манера езды. Больше всего драгоценного топлива расходуется в моменты формированной работы двигательной установки. Например, это могут быть резкие ускорения, повороты, торможения и другие маневры, свойственные агрессивной манере вождения. Помимо перерасхода горючего это приводит к быстрому износу мотора, тормозной системы, подвески и ходовой части в целом. Эффектные развороты с заносами выглядят, разумеется, эффектно, но платить за них придется гораздо больше.
- Ландшафт. К перерасходу горючего может привести частый подъем «в горку» - это логично, ведь двигателю придется преодолевать дополнительное воздействие силы тяжести. Другой момент, что последующий за подъемом спуск позволяет за счет все той же гравитации компенсировать лишние затраты топлива. Хотя, как уже говорилось, резкие торможения также увеличивают «прожорливость» двигателя, а такие ситуации при езде под откос случаются довольно часто, особенно в местности с изрезанным рельефом.
- Климатические условия. Для стабильного и эффективного горения топлива ему необходим столь же постоянный доступ кислорода. Однако, погода может этому помешать – конденсат из атмосферы, сильный снег и дождь заливают воздухозаборник водой, порывистый ветер срывает набегающий поток воздуха и т. д. Также следует учитывать давление атмосферы: например, чем выше над уровнем моря пролегает дорога, тем меньше воздуха там попадает в двигатель, тем хуже он сжигает горючее, тем вы больше тратите топлива. Такая же ситуация может возникнуть и на равнинном ландшафте – например, в центральной зоне циклона.
- Нерациональное использование авто. Каждый класс машины рассчитан на применение с определенными целями в определенных условиях. Например, компактные малолитражки рассчитаны на поездки в черте города или в ближайший пригород по ровным асфальтированным дорогам. Соответственно, использование их на ухабистых проселочных путях приведет не только к высокому расходу горючего, но и быстрому износу конструкции – в такой ситуации ни о какой экономии топлива говорить не приходится.
- Перегруз автомобиля. Тут все просто – чем тяжелее машина, тем больше энергии нужно для ее движения. Если постоянно загружать автомобиль тяжелыми чемоданами, обвешивать различными дополнительными устройствами, при этом не меняя сам двигатель, то стоит ли удивляться тому, что он «ест» больше топлива?
Наконец, для некоторых автомобилей высокий расход горючего – естественное явление в виду особенностей их конструкции и характеристик двигателя. Например, полноприводный внедорожник, особенно «заряженный» под спортивное ралли будет по определению «прожорливым». Но и ходовые характеристики при этом у него будут куда более впечатляющими, чем у городского кроссовера, в котором «внедорожность» лишь дополнительная опция к повседневному использованию в городской черте.
Способы экономии топлива
Итак, с причинами «прожорливости» автомобилей в целом разобрались – но как избежать этого досадного явления? Как ездить комфортно и «с ветерком», но не с пустующим кошельком из-за расходов на горючее? Рассмотрим следующие способы и полезные хитрости, которые помогут снизить потребление топлива.
Плановый техосмотр. Да, стандартный технический осмотр автомобиля в сертифицированном сервисном центре позволяет выявить подавляющее большинство проблем, связанных с ходовой частью, топливной системой, двигательной установкой и другими элементами конструкции, прямо или косвенно влияющими на расход горючего. Техосмотр рекомендуется проводить не только когда появились какие-то очевидные неполадки – часто неисправности, особенно на начальном этапе, себя никак не проявляют, но постепенно начинают сказываться на качестве езды и затратах горючего. Зачастую это происходит постепенно, из-за чего водитель замечает ухудшения не сразу, в результате чего обращается в сервисный центр только тогда, когда потребуется серьезный ремонт автомобиля. А это гораздо большие траты, чем расходы на проведение планового технического осмотра. Впрочем, выполнить некоторые проверочные процедуры можно и у себя в гараже:
- проверку воздушного и топливного фильтров на наличие пыли или конденсата;
- измерение давления в шинах – при его недостатке колеса нужно докачать до уровня, рекомендованного производителем;
- проверку уровня и качества масла в двигателе – при его недостатке нужно выполнить доливку, а если в нем присутствует осадок, то замену на новое;
- проверку топливной системы на наличие протечек масла или топлива.
Изменение стиля поездки. Если вы заметили возросшую «прожорливость» своего автомобиля – возможно, вам нужно обратить внимание на то, как вы его водите. Избегайте резких ускорений, торможений, поворотов и разворотов с заносом и других эффектных маневров. Во-первых, в подавляющем большинстве ситуаций на дороге (особенно в городе) они обычному человеку ни к чему. Во-вторых, отказ от агрессивного стиля вождения не только снизит расход топлива, но и сократит риск куда более серьезных последствий – например, аварии.
Отслеживание окружения. Даже если водитель придерживается спокойной манеры езды, в некоторых ситуациях он нерационально использует ресурсы своего транспортного средства. Например, резко тормозит перед пешеходным переходом, «лежачим полицейским» или на красный свет. В таких ситуациях более эффективным является плавное торможение, позволяющее проделать часть пути до препятствия «накатом» на пониженных оборотах двигателя. А внимательное отслеживание едущей впереди машины позволит минимизировать моменты торможения и последующего ускорения, тем самым сделав езду более равномерной и, следовательно, лучше экономя топливо. Также учитывайте особенности рельефа: если потратили много горючего на подъем, попробуйте сэкономить его на спуске, передвигаясь на минимальных оборотах.
Правильное использование кондиционера. Часто в жаркую погоду автомобилисты включают его сразу, как только садятся в салон, чтобы охладить нагретый воздух. Это малоэффективный и нерациональный способ, так как быстро приводит не только к расходу топлива, но и преждевременному износу кондиционера. Гораздо разумнее будет сначала открыть окна в автомобиле, устроив его салону естественное проветривание во время езды – 100-150 метров вполне достаточно, чтобы в салоне установилась вполне терпимая температура. После этого уже можно включить кондиционер, установив его режим так, чтобы он отличался от внешней среды не более, чем на 10 градусов. Это особенно актуально для малолитражных автомобилей, у которых на работу вентиляционной установки расходуется значительная часть мощности двигателя.
Планирование маршрута. Доехать из точки А в точку Б можно по самой короткой дороге (прямой) или окольными путями. Понятно, что идеально прямой путь встречается крайне редко, но можно минимизировать расстояние, внимательно проанализировав маршрут движения. А заодно изучив, где и в какое время часто возникают пробки, в которых приходится стоять с включенным двигателем. Особенно полезно это в том случае, если автомобиль используется в основном для рабочих типовых поездок в один и тот же пункт назначения – например, на работу.
Контроль массы автомобиля. При планировании поездок старайтесь не сильно нагружать машину лишним грузом. Берите только самое необходимое – остальное всегда можно докупить в ближайшем городе или на пункте заправки. Если груза много, равномерно распределите его по всему объему кузова, чтобы избежать перегруза одной из осей.
Совместные поездки. Этот способ не позволит снизить расход топлива, но уменьшит траты на его оплату за счет ее распределения между участниками. Здесь стоит учитывать, что чем больше пассажиров вы возьмете с собой в дорогу, тем больше будет масса машины и, следовательно, затраты горючего. Поэтому устанавливайте стоимость поездки так, чтобы и снизить расход, и не слишком обременять своих попутчиков.
Утепление двигателя. В холодный сезон после долгой стоянки машину приходится заводить с прогревом мотора, на который также расходуется определенное количество топлива. Это необходимая зимой процедура, избежать которой нельзя – но можно сократить ее продолжительность. Для этого нужно оборудовать двигатель специальными утеплителями, не дающими ему промерзнуть, когда вы отлучаетесь по своим делам. Дополнительным решением будет использование автономных обогревателей-вентиляторов, работающих, от сети и/или аккумулятора.
Своевременная замена шин. Как мы уже писали выше, «обутая» не по сезону машина расходует дополнительное горючие либо на трение липучки о сухой асфальт, либо пробуксовку летними покрышками на сырой дороге. Правильно выбрав «резину», вы сможете оптимизировать сцепление колес с дорогой и сократить расход топлива. И к тому же уменьшите риск попадания в ДТП. Кстати, в нашем блоге есть статьи о том, на что обращать внимание при покупке колес в зависимости от сезона.
А еще рекомендуем оценивать расход горючего не только как техническое, но и экономическое явление. В конечном итоге водителем важно именно сократить затраты на топливо (хотя для многих важен и экологический аспект) – а их можно сократить путем выбора подходящей автозаправки, участия в различных акциях на покупку горючего, получая бонусы и т. д.