Как ездить зимой на машине правильно?

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

Оглавление

  1. Как подготовить машину к зимней езде?
  2. Как правильно ездить зимой?
  3. Как ездить зимой на механике?
  4. Как ездить зимой на автомате?
  5. Особенности зимнего вождения авто с передним приводом
  6. Как ездить зимой на автомобиле с задним приводом?
  7. Как ездить зимой на полном приводе?

Зима – сезон испытаний не только для человека, но и автомобиля. Холод, снег, гололед, каша на дорогах и другие атрибуты этого времени года делают езду заведомо менее удобной и более опасной. Не случайно зимой и аварийных ситуаций на дорогах становится больше, так как не каждый водитель и его машина справляется с возрастающими нагрузками. Тем не менее, соблюдение правильной техники зимнего вождения и требований безопасности помогает снизить риски до минимума и наслаждаться ездой на автомобиле даже в этот суровый сезон.

Подготовка автомобиля к зиме

Как подготовить машину к зимней езде?

Нельзя просто сесть в автомобиль, включить зажигание и поехать, если он не подготовлен должным образом к зимнему сезону. Вообще это тема отдельной статьи, здесь же кратко упомянем основные моменты, без которых обойтись никак нельзя.

  1. Выбор зимней резины. Первое и самое принципиальное требование в подготовке авто к зиме – замена шин на зимние. Если этого не сделать, езда по скользким или покрытым снежным мякишем дорогах становится попросту опасной и для самого водителя, и для других участников дорожного движения. «Переобувать» машину рекомендуется, если температура опускается до +7ᵒС и ниже. Если колея на зимней дороге очищена от снега и наледи, то даже при отрицательной температуре достаточно фрикционных зимних шин – они хорошо держат сцепление. На обледенелой или покрытой снежной кашей дороге лучше себя проявят шипованные покрышки.
  2. Подготовка кузова. Холод, антиобледенительные реагенты, а также песок и гравий, вылетающие из-под колес автомобиля отрицательно сказываются на его лакокрасочном покрытии, а также элементах днища. Подготовить кузов к зиме можно, нанеся на него воск или другой защитный состав. Чтобы уберечь автомобиль от летящих камушков, можно покрыть наиболее уязвимые элементы антигравийной пленкой.
  3. Подготовка фар. Зимой часто случаются снегопады и туманы, резко ухудшающие видимость на дороге. На современных автомобилях штатно устанавливаются противотуманные фары, но зачастую их мощности недостаточно для эффективного освещения дорожного пути. Если вы часто сталкиваетесь с туманами и обильным снегом, оснастите свою машину специальными противотуманными фарами. Также не забывайте, что оптика, как и кузов, страдает от воздействия холода, налипшей грязи и реагентов, поэтому ее нужно регулярно очищаться специальной щеткой, не царапающей пластик. Если фары все же изменила свой цвет и стали светить тусклее, то их можно отполировать специальной пастой. Для защиты пластиковой оптики рекомендуется также покрывать ее антигравийной светопрозрачной пленкой.

Также при подготовке автомобиля к зимнему вождению следует обратить внимание на используемый антифриз, моторное и трансмиссионное масло, тормозную жидкость. Они должны выдерживать минимальные тепловые режимы, которые случаются в вашем регионе. Также необходимо приобрести аккумулятор, рассчитанный на эксплуатацию при низких отрицательных температурах – в противном случае оставленная на ночь машина просто не заведется.

Общие правила вождения в зимний сезон

Как правильно ездить зимой?

Итак, машина «переобута», заправлена, защищена от холода и зимней грязи – этого достаточно? Нет, еще нужно соблюдать определенные правила зимнего вождения на дороге, чтобы избежать опасных ситуаций. Потому что даже качественная и правильно подобранная зимняя резина не удержит вас на дороге, если не учитывать следующие общие рекомендации.

  1. Плавность и аккуратность. Зимой колеса автомобиля становятся твердыми, гладкими и жесткими. То же самое происходит и с чистым дорожным покрытием. Соответственно, резко разогнаться на зимней дороге – не самое рациональное решение, равно как и таким же образом тормозить, поворачивать и разворачиваться. Все это может привести к потере управления, особенно если на дорожном покрытие образовывается ледяная корка. Разгоны, повороты и основное движение нужно осуществлять мягко и плавно.
  2. Соблюдение скоростного режима. Каждому автомобилисту знакомо желание проехаться с ветерком, и на большинстве современных автомобилей, оснащенных качественными тормозными системами, блокираторами и т. д. это можно сделать безопасно. Но только летом. При движении зимой даже эти несомненно полезные «навороты» зачастую не срабатывают вовремя, и автомобиль становится неуправляемым. Еще одна опасность – обильный снегопад или туман во время оттепели. Они резко снижают видимость, и даже на хорошей, чистой и ровной дороге можно заметить встречный транспорт или переходящего дорогу пешехода слишком поздно. Поэтому не надейтесь на хорошую оптику и тормоза – двигаясь по зимней дороге, лучше перестрахуйтесь и просто соблюдайте указанный на текущем участке трассы скоростной режим.
  3. Использование противотуманных фар. Когда падающий снег или туман образуют вокруг машины сплошную белую пелену, многие владельцы совершают одну из самых распространенных ошибок зимнего вождения, а именно включают дальний свет, чтобы осветить дорожный путь на сотни метро вперед. Однако, эффект будет прямо противоположный – яркий световой поток фар отражается от частиц снега или воды, абсолютно ослепляя водителя. Вместо дальнего света нужно использовать противотуманные огни, который светят не прямо вперед, а на дорогу, под пелену снега и тумана. В результате свет рассеивается меньше, лучше освещает путь и не создает слепящей белизны.
  4. Запуск двигателя. Мы уже писали, что при подготовке к зиме нужно обязательно заменить моторное масло и топливо на адаптированные к использованию при отрицательных температурах. Но даже в этом случае не факт, что машина заведется с первого раза – особенно после длительной стоянки на холоде. Перед стартом аккумулятор автомобиля нужно прогреть, включив на 10-15 минут фары или освещение салона. Затем разъедините сцепление, чтобы работал только коленчатый вал, включить зажигание на 305 секунд, запустив программу «холодного старта» и, наконец, включить стартер на 10-15 секунд. Как правило, даже если первая попытка по указанному алгоритму оказывается неудачной, то вторая заканчивается успешно.

Мы рассмотрели только общие правила езды зимой, свойственные всем автомобилям. Но машина машине рознь – переднеприводные отличаются от заднеприводных и полноприводных, оборудованные автоматикой ведут себя не так, как модели с механикой. Поэтому дальше рассмотрим отдельные моменты с этими категориями автомобилей.

Особенности езды зимой на механике

Как ездить зимой на механике?

Некоторые автовладельцы уверены, что зимнее вождение наиболее безопасно именно на автомобилях с механической коробкой передач. Водитель сам решает, когда переключить скорость, а при нажатии тормоза машина тут же снижает скорость до нужно уровня. Оценить истинность этого утверждения сложно – все зависит от технического состояния транспортного средства, качества дорожного покрытия и множества других факторов. В любом случае, для авто с механикой советуем соблюдать следующие рекомендации, которые облегчают зимнюю езду.

  1. Езда по сухой дороге. Если на дорожном покрытии нет наледи и снежной каши, то торможение двигателем – идеальный вариант для снижения скорости. Оставаясь на высокой передаче, нажмите педаль тормоза, а скорость переключите в момент достижения стрелки тахометра номинальной отметки для текущей передачи. Такой способ оставит достаточно мощности, чтобы автомобиль сразу начал движение после приостановки.
  2. Езда по гололеду. При езде по скользкой дороге зимой в момент начала движения придержите педаль сцепления подольше. Это поможет избежать скольжения колес, и автомобиль быстрее стартует с места. И не забывайте – отсутствие хорошей зимней резины на обледенелой трассе резко повышает вероятность аварии.
  3. Остановка. Для полного прекращения движения зимой нужно поставить машину на низкую передачу и несколько раз плавно нажать на тормоз. Это предотвратит блокировку колес и предотвратит скольжение. Для экстренной остановки (например, перед пешеходом), также при пониженной передаче нужно резко нажать на тормоз и повторить это с интервалом в секунду столько раз, пока машина не остановится.
  4. Движение с горы и в гору. Зимой на автомобиле с механической коробкой передач правильно ездить под уклон на включенной передаче – это предотвратит быстрый набор скорости и скольжение. Заезжать на возвышенность нужно с одновременным нажатием газа и сцепления, причем на газ необходимо давить сильнее обычного. Когда число оборотов превысит нужное для переключения скоростей – включайте повышенную передачу, так автомобиль не потеряет быстро свою скорость.

Главное правило для машины с механикой – нельзя использовать нейтральную скорость при движении по зимней дороге. Это чревато потерей управления автомобилем и аварией.

Как ездить зимой на автомобиле с АКПП

Как ездить зимой на автомате?

Как и в случае авто с механической КПП, при движении зимой на машине с автоматической трансмиссией нужно соблюдать скоростной режим и аккуратность. Стартовать лучше на ручном режиме переключения скоростей – сначала с первой, а затем со второй скорости. Тахометр должен показывать количество оборотов в 2000 об/мин. Проехав первые 600 метров, переведите КПП в автоматический режим, но продолжайте ехать аккуратно и спокойно. Это необходимо потому, что «автомат» начнет плавно переключать скорости спустя примерно 8 км пути.

В некоторых автомобилях с автоматической коробкой передач есть «зимний режим», предназначенный для движения по заснеженной колее. Если в вашей машине такого нет, а на пути лежит снег, переведите КПП в ручной режим на 2 или 3 ступень. Это предотвратит пробуксовку колес и потерю управления авто на скользкой дороге.

Завидев на навигаторе или вдали крутой поворот – сбросьте скорость, чтобы АКПП успела переключить передачу (либо перейдите на ручной режим, выставив 2 или 3 скорость). А проезжая поворот – наоборот, немного ускорьтесь, чтобы передние колеса лучше прижало к дорожному покрытию и управлять автомобилем было проще.

Особенности зимнего вождения авто с передним приводом

Большинство опытных автомобилистов полагает, что такие машины наиболее приспособлены для езды зимой. В целом это действительно так из-за того, что передние колеса у них лучше прижимаются к дорожному покрытию даже на скользкой трассе. Но бывает и так, что автомобиль все же теряет управление – как быть тогда?

Важное правило – ни в коем случае не отпускайте газ и не нажимайте резко тормоз. Чтобы вывести автомобиль из заноса и вернуть ему стабильное положение на дороге, нужно слегка «занести» заднюю часть транспортного средства или, если скорость была небольшая, то заблокировать задние колеса. Держа газ нажатым, одновременно немного увеличьте скорость и плавно нажмите на тормоз.

Руль поворачивайте только в сторону, куда нужно повернуть автомобиль. Кратковременно повернуть руль по направлению заноса можно только при небольшой (до 50 км/ч) скорости автомобиля. Не нажимая педаль тормоза, плавно надавите на газ и выведите машину на траекторию движения.

При движении «в гору» на переднеприводных авто нужно соблюдать осторожность. Дело в том, что машина в этом случае «приседает» назад, разгружая передние колеса и ухудшая их сцепление с дорогой. Чтобы безопаснее заехать на возвышенность, сделайте это задним ходом, эффективнее распределив нагрузку на ведущую ось. В остальном в отношении переднеприводных авто действуют общие правила вождения в зимний период.

Специфика езды зимой на авто с задним приводом

Как ездить зимой на автомобиле с задним приводом?

В отличие от машин с передним приводом, зимой заднеприводные авто ведут себя на дорогах менее стабильно. Виной тому не слишком оптимально распределение веса – двигатель и трансмиссия находятся в передней части машины, создавая основную нагрузку, но задние колеса оказываются менее прижатыми к дорожному покрытию. Из-за этого занос и потеря управления могут произойти даже на сравнительно небольшой скорости. А авария на зимней дороге – это реально страшно. Но безопасно ездить зимой на заднеприводном авто вполне возможно, если соблюдать следующие рекомендации:

  1. Не превышать скорость – поговорка «тише едешь, дальше будешь» в этом случае особенно актуальная.
  2. Если занесло перед автомобиля, компенсируйте его, вызвав занос его задней части – на высокой скорости отожмите газ и поверните руль в направлении заноса.
  3. При заносе задней части автомобиля на малой скорости не давите на тормоз – это может вызвать разворот автомобиля, что на трассе весьма опасно. Вместо этого резко дерните ручной тормоз или коротко нажмите на педаль газа, вызвав пробуксовку задних колес. Другой вариант заключается в понижении передачи и резком отпуске сцепления. Но оба этих способа требуют большого опыта и хорошего «чувства автомобиля».
  4. При дерапаже (опережении задними колесами передних) на скользкой дороге также может возникнуть занос. Можно решить эту проблему, самостоятельно вызвав его искусственно, сделав более контролируемым и безопасным. Если этот способ не помог, сбросьте газ и резко вращайте руль в сторону заноса, а затем быстро обратно, чтобы избежать разворота автомобиля.

Зато заднеприводные авто лучше себя показывают при движении на возвышенность. В этом случае машина немного «приседает» на задние колеса, увеличивая их сцепление с дорожной поверхностью и сокращая вероятность пробуксовки.

Правила езды зимой на автомобиле с полным приводом

Как ездить зимой на полном приводе?

Бытует мнение, что полноприводным автомобилям в плане управляемости зима вообще не страшна. На практике все иначе – такие машины на скользкой дороге ведут себя ненамного лучше, чем заднеприводные. Чтобы избежать аварии, соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Перед поворотом всегда снижайте скорость, плавно отпуская педаль газа – это предотвратит занос транспортного средства при совершении маневра.
  2. Если занесло переднюю часть машины, отпустите педаль акселератора, чтобы вернуть авто в стабильное состояние.
  3. Не допускайте резких маневров, разгонов и торможений – они негативно сказываются на управляемости транспортного средства.
  4. В условиях сниженной видимости и на опасных участках дороги снижайте скорость, отрывисто нажимая на тормозную педаль.

Независимо от того, какой у вас автомобиль, в зимний период нужно соблюдать правила дорожного движения, внимательно читать дорожные обозначения и придерживаться скоростного режима. Эти общие рекомендации, как говорится, «написаны кровью» и не раз спасали жизни многим автомобилистам. А если на улице сплошной снегопад и вы сомневаетесь в своем опыте вождения в таких условиях, по возможности оставьте машину дома и воспользуйтесь общественным транспортом.