Как ездить зимой на машине правильно?
Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!
Оглавление
- Как подготовить машину к зимней езде?
- Как правильно ездить зимой?
- Как ездить зимой на механике?
- Как ездить зимой на автомате?
- Особенности зимнего вождения авто с передним приводом
- Как ездить зимой на автомобиле с задним приводом?
- Как ездить зимой на полном приводе?
Зима – сезон испытаний не только для человека, но и автомобиля. Холод, снег, гололед, каша на дорогах и другие атрибуты этого времени года делают езду заведомо менее удобной и более опасной. Не случайно зимой и аварийных ситуаций на дорогах становится больше, так как не каждый водитель и его машина справляется с возрастающими нагрузками. Тем не менее, соблюдение правильной техники зимнего вождения и требований безопасности помогает снизить риски до минимума и наслаждаться ездой на автомобиле даже в этот суровый сезон.
Как подготовить машину к зимней езде?
Нельзя просто сесть в автомобиль, включить зажигание и поехать, если он не подготовлен должным образом к зимнему сезону. Вообще это тема отдельной статьи, здесь же кратко упомянем основные моменты, без которых обойтись никак нельзя.
- Выбор зимней резины. Первое и самое принципиальное требование в подготовке авто к зиме – замена шин на зимние. Если этого не сделать, езда по скользким или покрытым снежным мякишем дорогах становится попросту опасной и для самого водителя, и для других участников дорожного движения. «Переобувать» машину рекомендуется, если температура опускается до +7ᵒС и ниже. Если колея на зимней дороге очищена от снега и наледи, то даже при отрицательной температуре достаточно фрикционных зимних шин – они хорошо держат сцепление. На обледенелой или покрытой снежной кашей дороге лучше себя проявят шипованные покрышки.
- Подготовка кузова. Холод, антиобледенительные реагенты, а также песок и гравий, вылетающие из-под колес автомобиля отрицательно сказываются на его лакокрасочном покрытии, а также элементах днища. Подготовить кузов к зиме можно, нанеся на него воск или другой защитный состав. Чтобы уберечь автомобиль от летящих камушков, можно покрыть наиболее уязвимые элементы антигравийной пленкой.
- Подготовка фар. Зимой часто случаются снегопады и туманы, резко ухудшающие видимость на дороге. На современных автомобилях штатно устанавливаются противотуманные фары, но зачастую их мощности недостаточно для эффективного освещения дорожного пути. Если вы часто сталкиваетесь с туманами и обильным снегом, оснастите свою машину специальными противотуманными фарами. Также не забывайте, что оптика, как и кузов, страдает от воздействия холода, налипшей грязи и реагентов, поэтому ее нужно регулярно очищаться специальной щеткой, не царапающей пластик. Если фары все же изменила свой цвет и стали светить тусклее, то их можно отполировать специальной пастой. Для защиты пластиковой оптики рекомендуется также покрывать ее антигравийной светопрозрачной пленкой.
Также при подготовке автомобиля к зимнему вождению следует обратить внимание на используемый антифриз, моторное и трансмиссионное масло, тормозную жидкость. Они должны выдерживать минимальные тепловые режимы, которые случаются в вашем регионе. Также необходимо приобрести аккумулятор, рассчитанный на эксплуатацию при низких отрицательных температурах – в противном случае оставленная на ночь машина просто не заведется.
Как правильно ездить зимой?
Итак, машина «переобута», заправлена, защищена от холода и зимней грязи – этого достаточно? Нет, еще нужно соблюдать определенные правила зимнего вождения на дороге, чтобы избежать опасных ситуаций. Потому что даже качественная и правильно подобранная зимняя резина не удержит вас на дороге, если не учитывать следующие общие рекомендации.
- Плавность и аккуратность. Зимой колеса автомобиля становятся твердыми, гладкими и жесткими. То же самое происходит и с чистым дорожным покрытием. Соответственно, резко разогнаться на зимней дороге – не самое рациональное решение, равно как и таким же образом тормозить, поворачивать и разворачиваться. Все это может привести к потере управления, особенно если на дорожном покрытие образовывается ледяная корка. Разгоны, повороты и основное движение нужно осуществлять мягко и плавно.
- Соблюдение скоростного режима. Каждому автомобилисту знакомо желание проехаться с ветерком, и на большинстве современных автомобилей, оснащенных качественными тормозными системами, блокираторами и т. д. это можно сделать безопасно. Но только летом. При движении зимой даже эти несомненно полезные «навороты» зачастую не срабатывают вовремя, и автомобиль становится неуправляемым. Еще одна опасность – обильный снегопад или туман во время оттепели. Они резко снижают видимость, и даже на хорошей, чистой и ровной дороге можно заметить встречный транспорт или переходящего дорогу пешехода слишком поздно. Поэтому не надейтесь на хорошую оптику и тормоза – двигаясь по зимней дороге, лучше перестрахуйтесь и просто соблюдайте указанный на текущем участке трассы скоростной режим.
- Использование противотуманных фар. Когда падающий снег или туман образуют вокруг машины сплошную белую пелену, многие владельцы совершают одну из самых распространенных ошибок зимнего вождения, а именно включают дальний свет, чтобы осветить дорожный путь на сотни метро вперед. Однако, эффект будет прямо противоположный – яркий световой поток фар отражается от частиц снега или воды, абсолютно ослепляя водителя. Вместо дальнего света нужно использовать противотуманные огни, который светят не прямо вперед, а на дорогу, под пелену снега и тумана. В результате свет рассеивается меньше, лучше освещает путь и не создает слепящей белизны.
- Запуск двигателя. Мы уже писали, что при подготовке к зиме нужно обязательно заменить моторное масло и топливо на адаптированные к использованию при отрицательных температурах. Но даже в этом случае не факт, что машина заведется с первого раза – особенно после длительной стоянки на холоде. Перед стартом аккумулятор автомобиля нужно прогреть, включив на 10-15 минут фары или освещение салона. Затем разъедините сцепление, чтобы работал только коленчатый вал, включить зажигание на 305 секунд, запустив программу «холодного старта» и, наконец, включить стартер на 10-15 секунд. Как правило, даже если первая попытка по указанному алгоритму оказывается неудачной, то вторая заканчивается успешно.
Мы рассмотрели только общие правила езды зимой, свойственные всем автомобилям. Но машина машине рознь – переднеприводные отличаются от заднеприводных и полноприводных, оборудованные автоматикой ведут себя не так, как модели с механикой. Поэтому дальше рассмотрим отдельные моменты с этими категориями автомобилей.
Как ездить зимой на механике?
Некоторые автовладельцы уверены, что зимнее вождение наиболее безопасно именно на автомобилях с механической коробкой передач. Водитель сам решает, когда переключить скорость, а при нажатии тормоза машина тут же снижает скорость до нужно уровня. Оценить истинность этого утверждения сложно – все зависит от технического состояния транспортного средства, качества дорожного покрытия и множества других факторов. В любом случае, для авто с механикой советуем соблюдать следующие рекомендации, которые облегчают зимнюю езду.
- Езда по сухой дороге. Если на дорожном покрытии нет наледи и снежной каши, то торможение двигателем – идеальный вариант для снижения скорости. Оставаясь на высокой передаче, нажмите педаль тормоза, а скорость переключите в момент достижения стрелки тахометра номинальной отметки для текущей передачи. Такой способ оставит достаточно мощности, чтобы автомобиль сразу начал движение после приостановки.
- Езда по гололеду. При езде по скользкой дороге зимой в момент начала движения придержите педаль сцепления подольше. Это поможет избежать скольжения колес, и автомобиль быстрее стартует с места. И не забывайте – отсутствие хорошей зимней резины на обледенелой трассе резко повышает вероятность аварии.
- Остановка. Для полного прекращения движения зимой нужно поставить машину на низкую передачу и несколько раз плавно нажать на тормоз. Это предотвратит блокировку колес и предотвратит скольжение. Для экстренной остановки (например, перед пешеходом), также при пониженной передаче нужно резко нажать на тормоз и повторить это с интервалом в секунду столько раз, пока машина не остановится.
- Движение с горы и в гору. Зимой на автомобиле с механической коробкой передач правильно ездить под уклон на включенной передаче – это предотвратит быстрый набор скорости и скольжение. Заезжать на возвышенность нужно с одновременным нажатием газа и сцепления, причем на газ необходимо давить сильнее обычного. Когда число оборотов превысит нужное для переключения скоростей – включайте повышенную передачу, так автомобиль не потеряет быстро свою скорость.
Главное правило для машины с механикой – нельзя использовать нейтральную скорость при движении по зимней дороге. Это чревато потерей управления автомобилем и аварией.
Как ездить зимой на автомате?
Как и в случае авто с механической КПП, при движении зимой на машине с автоматической трансмиссией нужно соблюдать скоростной режим и аккуратность. Стартовать лучше на ручном режиме переключения скоростей – сначала с первой, а затем со второй скорости. Тахометр должен показывать количество оборотов в 2000 об/мин. Проехав первые 600 метров, переведите КПП в автоматический режим, но продолжайте ехать аккуратно и спокойно. Это необходимо потому, что «автомат» начнет плавно переключать скорости спустя примерно 8 км пути.
В некоторых автомобилях с автоматической коробкой передач есть «зимний режим», предназначенный для движения по заснеженной колее. Если в вашей машине такого нет, а на пути лежит снег, переведите КПП в ручной режим на 2 или 3 ступень. Это предотвратит пробуксовку колес и потерю управления авто на скользкой дороге.
Завидев на навигаторе или вдали крутой поворот – сбросьте скорость, чтобы АКПП успела переключить передачу (либо перейдите на ручной режим, выставив 2 или 3 скорость). А проезжая поворот – наоборот, немного ускорьтесь, чтобы передние колеса лучше прижало к дорожному покрытию и управлять автомобилем было проще.
Особенности зимнего вождения авто с передним приводом
Большинство опытных автомобилистов полагает, что такие машины наиболее приспособлены для езды зимой. В целом это действительно так из-за того, что передние колеса у них лучше прижимаются к дорожному покрытию даже на скользкой трассе. Но бывает и так, что автомобиль все же теряет управление – как быть тогда?
Важное правило – ни в коем случае не отпускайте газ и не нажимайте резко тормоз. Чтобы вывести автомобиль из заноса и вернуть ему стабильное положение на дороге, нужно слегка «занести» заднюю часть транспортного средства или, если скорость была небольшая, то заблокировать задние колеса. Держа газ нажатым, одновременно немного увеличьте скорость и плавно нажмите на тормоз.
Руль поворачивайте только в сторону, куда нужно повернуть автомобиль. Кратковременно повернуть руль по направлению заноса можно только при небольшой (до 50 км/ч) скорости автомобиля. Не нажимая педаль тормоза, плавно надавите на газ и выведите машину на траекторию движения.
При движении «в гору» на переднеприводных авто нужно соблюдать осторожность. Дело в том, что машина в этом случае «приседает» назад, разгружая передние колеса и ухудшая их сцепление с дорогой. Чтобы безопаснее заехать на возвышенность, сделайте это задним ходом, эффективнее распределив нагрузку на ведущую ось. В остальном в отношении переднеприводных авто действуют общие правила вождения в зимний период.
Как ездить зимой на автомобиле с задним приводом?
В отличие от машин с передним приводом, зимой заднеприводные авто ведут себя на дорогах менее стабильно. Виной тому не слишком оптимально распределение веса – двигатель и трансмиссия находятся в передней части машины, создавая основную нагрузку, но задние колеса оказываются менее прижатыми к дорожному покрытию. Из-за этого занос и потеря управления могут произойти даже на сравнительно небольшой скорости. А авария на зимней дороге – это реально страшно. Но безопасно ездить зимой на заднеприводном авто вполне возможно, если соблюдать следующие рекомендации:
- Не превышать скорость – поговорка «тише едешь, дальше будешь» в этом случае особенно актуальная.
- Если занесло перед автомобиля, компенсируйте его, вызвав занос его задней части – на высокой скорости отожмите газ и поверните руль в направлении заноса.
- При заносе задней части автомобиля на малой скорости не давите на тормоз – это может вызвать разворот автомобиля, что на трассе весьма опасно. Вместо этого резко дерните ручной тормоз или коротко нажмите на педаль газа, вызвав пробуксовку задних колес. Другой вариант заключается в понижении передачи и резком отпуске сцепления. Но оба этих способа требуют большого опыта и хорошего «чувства автомобиля».
- При дерапаже (опережении задними колесами передних) на скользкой дороге также может возникнуть занос. Можно решить эту проблему, самостоятельно вызвав его искусственно, сделав более контролируемым и безопасным. Если этот способ не помог, сбросьте газ и резко вращайте руль в сторону заноса, а затем быстро обратно, чтобы избежать разворота автомобиля.
Зато заднеприводные авто лучше себя показывают при движении на возвышенность. В этом случае машина немного «приседает» на задние колеса, увеличивая их сцепление с дорожной поверхностью и сокращая вероятность пробуксовки.
Как ездить зимой на полном приводе?
Бытует мнение, что полноприводным автомобилям в плане управляемости зима вообще не страшна. На практике все иначе – такие машины на скользкой дороге ведут себя ненамного лучше, чем заднеприводные. Чтобы избежать аварии, соблюдайте следующие рекомендации:
- Перед поворотом всегда снижайте скорость, плавно отпуская педаль газа – это предотвратит занос транспортного средства при совершении маневра.
- Если занесло переднюю часть машины, отпустите педаль акселератора, чтобы вернуть авто в стабильное состояние.
- Не допускайте резких маневров, разгонов и торможений – они негативно сказываются на управляемости транспортного средства.
- В условиях сниженной видимости и на опасных участках дороги снижайте скорость, отрывисто нажимая на тормозную педаль.
Независимо от того, какой у вас автомобиль, в зимний период нужно соблюдать правила дорожного движения, внимательно читать дорожные обозначения и придерживаться скоростного режима. Эти общие рекомендации, как говорится, «написаны кровью» и не раз спасали жизни многим автомобилистам. А если на улице сплошной снегопад и вы сомневаетесь в своем опыте вождения в таких условиях, по возможности оставьте машину дома и воспользуйтесь общественным транспортом.