Дорожные камеры теперь фиксируют выключенные фары

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

Оглавление

1. Штрафы за езду с выключенными фарами

2. Фиксируют ли камеры выключенные фары?

3. Как работает камера с распознаванием выключенных фар?

4. Кем выписывается штраф за отключенные фары?

5. Что делать, когда дорожные камеры начнут фиксировать выключенные фары?

Камерой на дороге сегодня уже никого не удивишь – тем не менее, эти устройства продолжают доставлять автовладельцам сюрпризы. Недавно в средствах массовой информации и на профильных автомобильных интернет-ресурсах стала появляться информация о том, что дорожные камеры будут фиксировать выключенные фары. Причем не только в ночное, но и в дневное время. Является ли достоверной эта информация и стоит ли в ближайшем будущем ожидать штрафов за невключенный свет – попробуем разобраться.

Штрафы за езду с выключенными фарами

Штрафы за езду с выключенными фарами

Порядок использования внешних световых приборов автомобиля во время езды регламентируется пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения»:

1. Ночью или при плохой видимости на дороге, а также при проезде через тоннель на автомобиле должны быть включены фары дальнего и ближнего света. В дополнении к ними на неосвещенных участках трасс можно использовать противотуманные фары.

2. Днем автомобиль должен двигаться со включенными дневными ходовыми огнями или фарами ближнего света (как альтернатива последним – противотуманные фары).

Для начала разберемся, что вообще ждет водителя, который ездит в машине с выключенными фарами независимо от того, кто зафиксировал это правонарушение – инспектор ГАИ или камера. В ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ установлен штраф 500 рублей или вынесение предупреждения за следующие правонарушения:

1. отсутствие фары (в темное и светлое время суток);

2. неисправность или отсутствие лампочки в фаре.

В ст. 12.20 Кодекса аналогичное наказание предусмотрено за нарушение использования световых приборов во время езды:

1. за выключенные ДХО днем;

2. за отключенные фары ночью.

Принципиальной разницей между статьями 12.5 и 12.20 КоАП РФ заключается в том, что первая применяется в случае неисправности световых приборов, а вторая – если они работоспособны, но отключены водителем. Наказание же в обоих ситуациях установлено одинаковое.

Фиксируют ли камеры выключенные фары?

Фиксируют ли камеры выключенные фары


Фиксировать свет автомобильных огней дорожные камеры научились уже давно. Более того, на самих автомобилях стоит подобная система распознавания, позволяющая автоматически переключать ближний и дальний свет в зависимости от того, еде ли навстречу машина со включенными фарами.

Однако, фиксация выключенных ходовых огней – функция новая, которая только проходит тестирование. Тем не менее, представители компании «Астролаб», занимающиеся разработкой устройств слежения на дорогах, утверждают, что успешно реализовали такую возможность в своей продукции. Более того, она уже была успешно протестирована в ряде городов РФ, в том числе в Москве.

Косвенно эти утверждения подтверждаются недавними сообщениями в соцсетях о первых штрафах с камер за выключенные фары. Однако, при уточнении данной информации в центральном управлении МВД РФ представители правоохранительных органов отрицают, что такая технология уже введена в практику. В то же время МВД Нижегородской области (именно оттуда стали поступать первые сообщения о штрафах) подтвердило факт применения камер с функцией распознавания. По сообщениям некоторых СМИ и профильных автомобильных ресурсов, на 9 августа 2021 года в этом регионе было выписано уже 7300 таких штрафа.

Очевидное противоречие в ответе федерального и региональных управлений МВД РФ заключается в том, что последние имеют определенную свободу в вопросе выбора средств и методов обеспечения безопасности. Таким образом, хотя в масштабах всей России говорить об использовании камер с распознаванием выключенных фар говорить пока рано, в отдельных регионах такая практика уже существует.

Как работает камера с распознаванием выключенных фар?

Как работает камера с распознаванием выключенных фар

В основе работы современных дорожных камер слежения лежит технология распознавания образов нейросетью. Это программа, которая самообучается по заранее заложенным в нее алгоритмам, которым предварительно демонстрируется определенная выборка фотографией авто с включенными и выключенными фарами с различных ракурсов. Камера обучается отличать одни от других и затем использует накопленный опыт в реальной «боевой обстановке».

Камера автоматически распознает контрастную зону фар проезжающего автомобиля, анализирует ее и отправляет данные на сервер, где происходит уже окончательная обработка поступившей информации. Если в этих зонах обнаружен контраст света и тени, то это распознается как признак включенной фары, если нет – как выключенной. На основании этих полученных данных определяется наличие правонарушения, а по регистрационному знаку - владелец транспортного средства, которому отправляется штраф.

Современные дорожные камеры научились распознавать выключенный свет довольно точно. Отсутствие излучения от световых приборов определяется точно так же, как и его наличие, при чем для «переобучения» устройство видеослежения нужно только перепрограммировать, менять его конструкцию необязательно.

Однако, в работе таких камер видеофиксации на данный момент имеются и определенные недоработки. На точность данных влияет угол установки устройства, скорость движения автомобиля, уровень освещенности и другие объективные факторы:

1. например, машины с глянцевым покрытием хорошо отражают огни фонарей и других источников света, что ошибочно может быть расценено как включенные фары.

2. напротив, в сильный снегопад или туман фары светят не так ярко, их контрастность снижена, и датчик камеры может расценить это как отсутствие света.

Поэтому на данный момент многие эксперты относятся к нововведению довольно скептически. Основная претензия заключается именно в недоработке технологии, которая грозит большим количеством неправильно вынесенных штрафов.

Сократить число ложных срабатываний камер компании-производители и сотрудники правоохранительных органов за счет следующих мер:

1. Установки устройств видеофиксации на тех участках трассы, где влияние внешних факторов (посторонних источников света, плотности автомобильного потока и т. д.) на точность изображения минимально в первую очередь, это неосвещенные перекрестки и мертвые зоны;

2. Фиксировать отключенные световые приборы только в темное время суток – за точку отсчета избран момент включения уличных фонарей;

3. Усовершенствовать работу нейросетевых алгоритмов распознавания образов, ответственных за фиксацию света фар.

Несмотря на это, определенный скепсис к данный технологии есть как у водителей, так и у некоторых представителей самой Госавтоинспекции.

Кем выписывается штраф за отключенные фары?

Кем выписывается штраф за отключенные фары

Камеры автофиксации нарушений ПДД уже давно способны в автоматическом режиме отправлять штрафы. Такое решение позволяет:

1. Повысить объективность отслеживания правонарушений, сократить количество несправедливых штрафов и связанных с ними юридических издержек как для водителя, так и для государства;

2. Сократить влияние коррумпированности отдельных сотрудников ГИБДД на процесс отслеживания нарушений;

3. Снизить нагрузку на сотрудников Госавтоинспекции, частично освободив их от выполнения рутинных операций.

Однако, на данный момент практика автоматического выписывания камерами штрафов за выключенные фары носит спорадический, региональный характер. Причина этого заключается в недостатки доработки юридических и технических аспектов такого решения. Если дорожные камеры будут фиксировать фары на современном этапе их развития, то имеющиеся погрешности в аппаратной и программной частях устройств приведут к росту некорректно выписанных штрафных уведомлений. Соответственно, это не выгодно не только водителю, но и самой государственной автоинспекции. Ошибочные штрафы увеличат нагрузку на сотрудников ГИБДД, а также ухудшат имидж службы в глазах автовладельцев.

Другая сложность лежит в юридической плоскости. Допустим, камеры фотофиксации фиксируют негорящие фары ближнего света без погрешности. Но в КОАП РФ за такое правонарушение предусмотрено два вида наказания:

1. Устное предупреждение. Оно выносится за езду с выключенными световыми приборами в тех случаях, если они не работают по объективным причинам. Например, фара могла перегореть в дороге, и автомобилист имеет полное право «дотянуть» до своего гаража или ближайшего автосервисного центра, чтобы ее починить.

2. Штраф. Денежное наказание выносится в том случае, когда автомобилист сознательно отключил фары или выехал на дорогу в автомобиле с неисправными световыми сигналами. Еще одной ситуацией является езда на такой машине в темное время суток или в условиях плохой видимости. Даже если фары сломались в пути, водитель обязан остановить транспортное средство для вызова эвакуатора или буксировщика.

Проблема состоит в том, что автоинспектору-человеку можно объяснить обстоятельства, по которым отсутствует свет фар, и доказать, что машина в данный момент направляется на стоянку или в техцентр. С камерами видеофиксации это не работает – она не общается с водителем и в любом случае автоматически вышлет «письмо счастья».

Что делать, когда дорожные камеры начнут фиксировать выключенные фары?

Что делать, когда дорожные камеры начнут фиксировать выключенные фары

На данном этапе камеры, распознающие выключенные фары, только внедряются в практику ГИБДД. На сегодняшний день эксперимент начат в нескольких регионах России - в Москве, Крыму, Ульяновске, Красноярске, Омске, Иркутске, Твери, Кабардино-Балкарии, Волгоградской области, Ивановской области, Владимирской области, Костроме. На федеральном уровне решение об использовании таких устройств видеофиксации еще не принято:

1. С одной стороны, это дает дополнительную возможность автовладельцу, получившему штраф за отключенную оптику, оспорить решение суда. Особенно, если автомобиль зарегистрирован в другом регионе, где подобные устройства еще не используются.

2. С другой стороны, подобная неопределенность влечет дополнительные неудобства – водителям придется заранее узнавать о том, где такие камеры используются и где не используются.

В том, что рано или поздно камеры будут фиксировать выключенные фары по всей России в рамках общепринятой практики, сомневаться не приходится. Поэтому уже сейчас водителям стоит задуматься о том, чтобы свести риск ложных срабатываний к минимуму. В качестве одной из эффективных мер можно назвать использование светодиодных фар, которые дают хороший контраст и световое пятно, различимое даже в непогоду. Также стоит обратит внимание на систему автоматического включения световых приборов при запуске автомобиля – если ее еще нет на вашей машине, рекомендуем как можно скорее исправить этот недочет.

Мы советуем использовать только качественную автомобильную оптику, купить которую Вы можете в нашем интернет магазине!