Потек амортизатор: можно ли ездить?
Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!
Оглавление
- Как работает амортизатор?
- Почему текут амортизаторы на авто?
- Как понять, что потекли амортизаторы?
- Можно ли ездить, если потекли амортизаторы?
- Потек амортизатор: что делать
Современный автомобиль состоит из тысяч деталей, которые по-разному определяют его функциональность. Некоторые из них напрямую влияют на саму возможность езды на транспортном средстве, другие – на ее безопасность и качество, третьи – на комфорт водителя и пассажиров. Например, сломанная оптика не позволяет двигаться ночью, особенно по оживленной трассе, поэтому ее нужно менять на качественные заводские фары. А когда текут амортизаторы – что делать? Автомобиль-то сохраняет возможность двигаться. Нужно ли ремонтировать эту деталь или можно обойтись без ее замены?
Как работает амортизатор?
Может показаться странным, но многие автовладельцы слабо представляют себе принцип действия амортизатора и его назначение. В машиностроении используются различные виды данного устройства, но в большинстве современных легковых и грузовых автомобилей используются телескопические гидравлические модели, состоящие из нескольких элементов:
- Герметичного цилиндрического корпуса, заполненного рабочей жидкостью (маслом) и соединенного с подвеской машины;
- Поршня, помещенного в цилиндр и соединенного с помощью штока с несущей системой автомобиля.
Принцип работы амортизатора заключается в движении поршня внутри цилиндра при воздействии на него механической нагрузки. Поршень разделяет корпус на 2 отсека и имеет небольшие отверстия, через которые масло перетекает из одного отсека в другой. Из-за малого размера этих отверстий вязкая жидкость быстро перетекать не может, из-за чего создается определенная задержка в движении штока и, соответственно, в передаче им приложенного усилия.
Чтобы понять назначение амортизатора, рассмотрим его работу в рамках всей системы колесной подвески автомобиля. Она позволяет автомобилю ехать ровно, не подскакивать на каждом препятствии и иметь стабильное и плотное соединение с дорогой. Чтобы выполнять эти функции, она состоит из следующих деталей:
- Упругого элемента. Его роль выполняет пружина, пневматический или гидравлический баллон, резиновый блок, система рычагов и т. д. Назначение упругого элемента заключается в восприятии и передаче вертикальных сил реакции колеса на неровности дорожной поверхности. Сегодня наиболее распространенным типом упругого элемента в легковых и грузовых автомобилях является пружина, поэтому в дальнейшем мы будем использовать этот термин.
- Направляющих. Эти элементы задают оптимальное направление движения подвески относительно несущей системы автомобиля. Также они правильно распределяют и передают как продольные, так и поперечные силы, воздействующие на колесо.
- Амортизатора. Данный компонент подвески сокращает ударные нагрузки, действующие на нее вследствие воздействия как самой дороги, так и ответной реакции упругого элемента. Также он снижает колебания, которые передаются на несущую систему автомобиля.
Теперь рассмотрим, как работает вся подвесная система на примере двух распространенных видов препятствий, встречающихся автомобилю на дороге:
- При наезде на кочку. Как только колесо наезжает на подъем кочки и достигает ее вершины, оно смещается вверх по направлению к корпусу. В этот момент пружина вместе с амортизатором гасят энергию этого смещения и не позволяют колесу удариться в корпус.
- При наезде на яму. Пересекая край углубления, колесо под действием своего веса и разжимающейся пружины уходит вниз к его дну. В этот момент амортизатор, работающий с задержкой, как бы придерживает его и предотвращает грубый удар. Если ямка не слишком большая, колесо с работающим амортизатором просто перелетает его.
Амортизатор также помогает гасить продольные и поперечные наклоны несущей системы автомобиля (рамы или кузова) при резком торможении, старте или повороте. Таким образом, этот элемент подвески, с одной стороны, защищает подвеску и колесо от повреждения при наезде на препятствия, а с другой, компенсирует колебания, передаваемые самой подвеской на корпус транспортного средства.
Почему текут амортизаторы на авто?
В подавляющем большинстве современных легковых и грузовых автомобилей используются масляные или газо-масляные амортизаторы. Рабочим телом в них является вязкая жидкость. В исправном состоянии цилиндрический корпус амортизатора полностью герметичен. С одного торца он имеет заглушку, а отверстие, через которое выходит шток поршня, закрыто сальниковым уплотнителем (сальником), предотвращающим выход масла наружу. Иными словами, стойка становится неисправной в том случае, если нарушена ее герметичность. Непосредственными причинами, почему текут амортизаторы, являются:
- Естественный износ. Сальники, изготавливаемые из плотной резины или иных упругих полимеров, постоянно испытывают нагрузку от трения движущегося штока об их внутреннюю сторону. В результате даже при аккуратной езде уплотнительный элемент постепенно разрушается, из-за чего дает протечку. В холодную погоду износ сальника происходит еще быстрее, так как материал, из которого он изготовлен, становится менее эластичным из-за холода.
- Разрушение корпуса. Причиной подтекания масла может быть нарушена герметичность самого цилиндра. Такое возникает, например, из-за его повреждения при сильном ударе или вследствие абразивного воздействия твердых частиц пыли, попавших между поршнем и корпусом.
- Чрезмерные нагрузки на подвеску. Если наезд на препятствие или старт автомобиля были слишком резкими, шток с поршнем испытывают воздействие, превышающее расчетное. Из-за этого они начинают резко перемещаться, а вязкая жидкость под их давлением выход наружу в самых слабых местах амортизатора – через сальник. Особенно часто такая ситуация возникает во время старта при низкой температуре. Непрогретое заранее масло слишком густое и не может достаточно быстро перетекать через поршень.
В большинстве случаев амортизатор течет из-за неаккуратного вождения и отсутствия у водителя опыта в правильном преодолении препятствий или поверхностей с неровным покрытием. Автовладельцы также часто забывают, что амортизационной системе автомобиля перед стартом необходимо дать прогреться, и сразу подвергают ее чрезмерным нагрузкам, с места набирая высокую скорость.
Как понять, что потекли амортизаторы?
- продолжительные и интенсивные колебания кузова машины при езде по дороге, даже по ровной;
- отчетливый стук колес при переезде транспортного средства через неровности дорожного полотна;
- удары в руль, возникающие из-за избыточного воздействия на подвесную систему автомобиля;
- чрезмерный крен кузова при резком старте, торможении или интенсивном маневрировании.
В целом, неисправность амортизаторов проявляется ухудшением управляемости транспортного средства даже при неагрессивном стиле вождения. Также заметно увеличивается тормозной путь и расход топлива.
Можно ли ездить, если потекли амортизаторы?
Поломка этих деталей подвесной системы может возникнуть в любой момент при наезде на препятствие, которые часто встречаются на дорогах. Можно ли продолжать путь и доехать своим ходом хотя бы до ближайшего сервисного центра для ремонта? В теории да, можно – амортизирующие элементы напрямую не влияют на возможность транспортного средства двигаться. Однако, если амортизаторы текут, последствия езды на таком автомобиле могут быть плачевными:
- Поломка подвески. Амортизаторы защищают колеса и подвесную систему автомобиля от чрезмерных нагрузок. Если они не работают, все элементы подвески (рулевые наконечники, шаровые опоры, уплотнители и т. д.) быстро изнашиваются и приходят в полную неисправность.
- Поломка других систем. Ударные нагрузки, испытываемые при неисправном радиаторе, негативно влияют не только на подвеску. В частности, от них могут пострадать приборы освещения и другая электрика, изготовленные из относительно хрупких материалов. При наезде на крупное препятствие удар от стойки распределяется по всему кузову, и вполне возможно, что вам придется покупать новую автомобильную оптику.
- Ухудшение управляемости. Автомобиль с неработающими амортизационными стойками сильно раскачивается даже при наезде на небольшие препятствия, а колеса хуже восстанавливают контакт с дорожным полотном. На дороге это может привести к полной потере управляемости и создании аварийной ситуации, особенно при интенсивном движении.
- Увеличение тормозного пути. На скорости в 80 км/ч при неработающих амортизаторах автомобиль после активации тормозов проезжает на 15% больше, чем при исправных стойках. Очевидно, что это усредненное значение, и предугадать, где именно остановится именно ваш автомобиль, вы не сможете. А потому снова создаются условия для возникновения аварийной ситуации на дороге.
Сколько можно ездить, если потек амортизатор? Все зависит от характера и степени поломки. Если потек новый амортизатор и протечка возникла из-за разовой чрезмерной нагрузки, которая не привела к разгерметизации цилиндра или разрушению сальника, то управляемость автомобиля ухудшится незначительно. На нем будет можно доехать до ближайшего сервисного центра, чтобы решить проблему. Если же амортизационные стоки пришли в полную неисправность, управлять таким транспортным средством становится трудно, и лучше не выезжать на нем на дорогу, создавая опасность себе и другим участникам дорожного движения.
Потек амортизатор: что делать?
Справиться с этой проблемой можно 2 способами – восстановлением (ремонтом) и заменой. Первый вариант потребует больше времени и специальных навыков, поэтому используется только опытными автовладельцами, хорошо разбирающимися в устройстве автомобиля. В общем виде ремонт потекшего амортизатора включает следующие этапы:
- Демонтаж. Перед восстановлением амортизатор необходимо снять с подвесной системы автомобиля. Сложность демонтажа зависит от конкретной марки и модели машины – в некоторых стойки размещаются открыто, и к ним имеется свободный доступ, в других они «спрятаны» за другими элементами подвески, что значительно усложняет работу. После демонтажа амортизатор полностью разбирается – снимаются все уплотнители и заглушки, извлекается шток с поршнем.
- Прочистка. Старое масло из разобранного амортизатора необходимо полностью слить (если оно осталось). Цилиндр и шток с поршнем тщательно очищаются с помощью щетки не только от самого масла, но и твердых частиц – мусора, пыли, микростружки металла и т. д. Это снизит абразивное воздействие на них и продлит ресурс стойки в дальнейшем.
- Замена уплотнителей. Независимо от того, насколько хорошо выглядят уплотнительные кольца на поршне и сальник, их нужно заменить на новые. Дело в том, что по внешнему виду нельзя судить о реальном состоянии резины или других полимерных уплотнителей. Посчитав их исправными, вы можете очень быстро столкнуться с новой протечкой амортизатора.
- Заливка масла и сборка. В очищенный цилиндр заливается новая гидравлическая жидкость. Затем в него вставляется поршень, которым нужно несколько раз подвигать, чтобы удалить из масла пузырьки воздуха. На заключительном этапе отверстие, через которое выходит шток, закрывается сальником, амортизатор снова прокачивается для окончательного удаления воздуха и устанавливается на автомобиль.
Целесообразность восстановления неисправного амортизатора определяется следующими факторами:
- Характером поломки – если течь дал сам цилиндр, а не уплотнительные элементы, полностью восстановить такую стойку будет невозможно;
- Ресурсом амортизатора – средняя «продолжительность жизни» масляных амортизаторов в России составляет 60-70 тысяч км, и если поломка случилась под конец этого ресурса, тратить силы и время на восстановление детали смысла нет.
Стоит также помнить, что восстановленный амортизатор по определению служит меньше полностью нового аналогичной модели. Исключения составляют только те случаи, когда старый амортизирующий элемент заменяется на более дешевый от стороннего производителя. В таких ситуациях вполне возможно, что новый неоригинальный амортизатор прослужит меньше старого восстановленного – все зависит от качества изготовления.
Если потек амортизатор, и у вас имеется доступ к современным деталям и качественному автосервису, то лучшим вариантом устранения неисправности будет полная замена элемента на новый той же модели или сторонний аналог того же качества. Это поможет продлить ресурс подвесной системы автомобиля, а вас избавит от необходимости тратить свое время и силы. Кроме того, данный вариант экономичнее ремонта, так как восстановленный амортизатор в любом случае придется менять по исчерпании его эксплуатационного ресурса.