Уходит антифриз: разбираемся в причинах
Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!
Оглавление
- Назначение антифриза
- Признаки того, что антифриз ушел из бачка
- Почему уходит антифриз из бачка?
- Последствия утечки антифриза
- Антифриз уходит, а подтеков нет: что делать?
- Что делать, если антифриз уходит из расширительного бачка?
Неисправности в автомобилях бывают явные и скрытые. Например, если отказала оптика, то система освещения машины не работает. В этом случае просто покупаем новую качественную фару, ставим на авто и продолжаем спокойно им пользоваться. Совсем другое дело, когда поломка есть, но она сама и ее причины долго остаются неопределенными. С одной из таких неисправностей автовладелец сталкивается, когда из машины уходит антифриз. Это сказывается на эффективности охлаждения двигателя, однако водитель может даже не подозревать о проблеме, пока не посмотрит в расширительный бачок. При этом не обнаруживается никаких потеков, которые свидетельствовали бы о механическом повреждении. Так куда уходит антифриз, и что с этим делать?
Назначение антифриза
В большинстве современных автомобилей используется водяная система охлаждения (СО) двигателя как более эффективная по сравнению с воздушной. В качестве теплоносителя, отводящего излишки тепла от двигательной установки, используется вода. Она обладает для этого подходящими параметрами:
- Высокой текучестью, обеспечивающей быстрое перемещение тепловой энергии от двигателя к радиатору;
- Высокой теплоемкостью, повышающей эффективность теплообмена и, следовательно, охлаждения двигательной установки.
Но у воды имеется недостаток, ограничивающий ее применение в чистом виде – высокая температура замерзания и низкая температура кипения. Уже при 0°С она превращается в лед, неспособный перемещаться по контуру охлаждения, а при 100°С начинает закипать. Соответственно, в холодную и жаркую погоду вода как теплоноситель в системе охлаждения становится бесполезной. Более того, замерзая, она кристаллизуется и расширяется, что может привести к повреждению контура охлаждения. Улучшить эти показатели помогает смешивание воды и антифриза – жидкости, имеющей более низкую температуру замерзания и более высокую температуру кипения. В автомобильной промышленности его роль играет этиленгликоль (реже – более дорогой пропиленгликоль). Этот простой двухатомный спирт в чистом виде замерзает при температуре в -12,9°С, а закипает лишь при 197°С.
Однако, в чистом виде этиленгликоль и пропиленгликоль в системе охлаждения автомобиля также не используются по следующим причинам:
- Высокая температура замерзания – зимой в умеренных и холодных широтах столбик термометра опускается зачастую до 20-30°С, в таких условиях чистые одноатомные спирты также становятся бесполезным;
- Токсичность – этиленгликоль является летучим и одновременно ядовитым веществом, при его попадании в организм (например, при вдыхании паров) наблюдаются симптомы острого общесистемного отравления, которое может закончиться летальным исходом;
- Высокая цена – по сравнению с водой чистые двухатомные спирты стоят намного больше, что не позволяет использовать их массово в качестве автомобильного теплоносителя;
- Повышенная вязкость – этиленгликоль и пропиленгликоль менее текучи по сравнению с обычной водой, поэтому в качестве теплоносителя они имеют меньшую эффективность.
Совсем другими свойствами обладают водные растворы двухатомных спиртов. В зависимости от концентрации антифриза температура замерзания таких смесей опускается до -40…-70°С, что гораздо ниже по сравнению с температурными условиями даже в Заполярье. Вода улучшает текучесть и снижает летучесть двухатомных спиртов – соответственно, теплоноситель лучше перемещается по контуру охлаждения и повышается его безопасность. Большинство автопроизводителей рекомендуют смешивать воду и этиленгликоль (пропиленгликоль) в соотношении 1:1 – так достигаются наиболее оптимальные характеристики системы охлаждения.
Признаки того, что антифриз ушел из бачка
Прежде всего, зачем вообще в системе охлаждения нужен расширительный бачок? Дело в единственном большом недостатке водных растворов двухатомных спиртов – высоком коэффициенте теплового расширения. При нагревании такого теплоносителя работающим двигателем он сильно увеличивается в объеме. В негерметичной системе охлаждения, устанавливавшихся на старых автомобилях, антифриз уходил наружу через пароотводную трубку радиатора. Соответственно, уровень теплоносителя сильно понижался, и водителю приходилось часто его доливать. Поэтому раньше водные растворы этиленгликоля или пропиленгликоля использовали только в холодное время. В современных герметичных системах охлаждения теплоноситель не выходит наружу, но это может привести к разрыву контура.
Сегодня для компенсации этого недостатка водно-спиртовых теплоносителей используются герметичные системы охлаждения с расширительным баком. Этот элемент выполняет несколько функций:
- компенсирует тепловое расширение теплоносителя за счет поступления его излишков в расширительный бак, тем самым предотвращая повреждение охладительного контура;
- компенсирует утечки рабочей жидкости путем поступления в систему охлаждения тех ее запасов, которые хранятся в расширительном баке;
- позволяет визуально контролировать уровень теплоносителя с помощью соответствующих меток на стенке.
Может показаться, что такая саморегулируемая система должна в принципе предотвращать утечки теплоносителя из системы охлаждения. На практике же часто случаются ситуации, когда антифриз уходит из бачка, причем никаких визуальных признаков в виде потеков не наблюдается. Но проблема дает о себе знать другими симптомами:
- неисправная работа печки, когда вместо теплого воздуха из нее подается холодный;
- изменение характеристик моторного масла, появление в нем газовых пузырей;
- характерный сладковатый запах антифриза в салоне автомобиля;
- светлый оттенок выхлопных газов;
- повышенный расход моторного масла;
- частые перегревы двигательной установки;
- ускоренный износ цилиндров и поршней двигателя;
- снижение уровня теплоносителя в расширительном бачке;
- ненормальная работа стрелки термометра приборной панели;
- пар из расширительного бачка при его открытии.
О проблеме может свидетельствовать как один из этих признаков, так и наличие сразу нескольких (а то и всех) из них. Чем больше симптомов утечки антифриза вы наблюдаете в своем автомобиле, тем вероятнее, что неисправность системы охлаждения носит хронический характер.
Почему уходит антифриз из бачка?
Снижение уровня теплоносителя в расширительном бачке требует незамедлительного решения этой проблемы. В противном случае это может привести к выходу из строя не только системы охлаждения, но и двигателя. Если уходит антифриз, причинами могут быть следующие неисправности, нарушающие герметичность СО:
- повреждение навинчивающейся крышки расширительного бачка, которые из-за небольшого размера часто сложно заметить;
- разрушение сальникового уплотнителя водяного насоса;
- разрушение уплотнителя головки блока цилиндров, из-за которого антифриз попадает в моторное масло, что приводит к вспениванию смазочной жидкости и появлению белых выхлопов;
- нарушение целостности теплообменника радиатора и шлангов – в этих элементах системы охлаждения антифриз относительно холодный, поэтому не испаряется сразу, а вытекает.
Антифриз из расширительного бачка уходит и по естественным, не связанным с поломкой, причинам. Гликолевые растворы обладают свойством лучше просачиваться через любые микроскопические щели, трещины и другие ослабленные места, где вода протечь не способна. Поэтому часть антифриза может постепенно уйти из системы охлаждения естественным образом. Поэтому при снижении уровня теплоносителя не стоит сразу паниковать – достаточно осмотреть охлаждающий контур и его элементы на предмет возможных повреждений. Если таковых нет, то просто долейте антифриз в систему.
Последствия утечки антифриза
Нарушение герметичности системы охлаждения отрицательно сказывается как на функциональности транспортного средства, так и на здоровье водителя и пассажиров. К последствиям такой поломки относятся:
- Перегрев двигателя. Утечка антифриза из системы охлаждения приводит к повышению температуры двигательной установки автомобиля. Чрезмерные тепловые нагрузки приводят к прогоранию масла, появлению сажи, действующей на детали мотора как абразив, воздействуют на сам металл двигателя, уплотнительные элементы, вызывая их разрушение. В конечном итоге двигательная установка автомобиля выходит из строя.
- Поломка системы охлаждения. При низком уровне охлаждающей жидкости страдает и сам контур. На него начинают действовать неравномерные тепловые нагрузки, из-за которых он быстро приходит в негодность. Особенно это касается наименее стойких элементов системы охлаждения – шлангов, уплотнителей и т. д.
- Отравление водителя и пассажиров. В большинстве антифризов на рынке главным компонентом является этиленгликоль. Этот двухатомный спирт со сладковатым запахом летуч и токсичен для человека. Вдыхание его паров (особенно долговременное) приводит к полиорганному поражению организма – разрушается ЦНС, сердечно-сосудистая система, мышцы, печень, почки. Последствия для организма от отравления этиленгликолем могут быть очень тяжелыми, вплоть до летального исхода.
Если из расширительного бака уходит антифриз, проблему нужно решать как можно быстрее. В самом крайнем случае, если неисправность возникла на пустынной междугородней дороге, то можно попробовать дотянуть на перегревающемся двигателе до ближайшего сервисного центра или хотя бы заправки, из которой можно вызвать эвакуатор. Пользоваться автомобилем с неисправной системой охлаждения практически невозможно, особенно в жаркую погоду.
Антифриз уходит, а подтеков нет: что делать?
Зачастую теплоноситель просачивается из поврежденной системы отопления не наружу, а во внутренние системы. При этом не образуется характерных подтеканий, что еще больше усугубляет проблему. В таком случае трудно определить наличие самой неисправности, а также локализировать ее. Чтобы облегчить эту задачу, применяются следующие способы:
- Флуоресцентные присадки. Это специальные составы, которые светятся под воздействием ультрафиолета. Приобрести их сегодня можно в автомагазинах. Также продаются антифризы, в составе которых уже имеются такие присадки. При подозрении на протечку теплоносителя система охлаждения освещается УФ-лампой, под воздействием которой жидкость начинает светиться, образуя визуально заметный подтек.
- Насос с манометром. Таким способом можно проверить герметичность как расширительного бачка, так и системы охлаждения в целом. Для этого к соответствующим патрубкам подсоединяется насос и манометр. Помпой создается избыточное давление в 1-2 атмосферы. Если показания манометра стабильные, то течи либо нет, либо нужно ее искать в других элементах системы охлаждения.
Еще один способ выявления течи в системе охлаждения заключается в подкладывании под переднюю часть автомобиля белого листа бумаги. Вытекающий теплоноситель обязательно оставит на нем пятна. Это особенно эффективно при повреждении шлангов и патрубков, так как антифриз в таком случае будет проливаться наружу, а не в другие системы автомобиля.
Что делать, если антифриз уходит из расширительного бачка?
Первым делом нужно определить, почему уходит антифриз – является ли это следствием естественного просачивания водно-гликолевой смеси или неисправности системы охлаждения. Для этого можно провести простой визуальный осмотр, в том числе с использованием упомянутых выше методов. Если это не помогло локализовать неисправность, необходимо обратиться в сервисный центр за профессиональной помощью.
После выявления того, почему и куда уходит антифриз из бачка, дальнейшие действия зависят от степени поломки и условий, в которых она была обнаружена. Здесь возможны следующие варианты.
Протечка обнаружилась в дороге. В этом случае возможности по ремонту системы охлаждения у водителя предельно ограничены. Все, что он может сделать – временно восстановить герметичность СО двигателя, чтобы доехать до ближайшего сервисного центра. В таком случае поможет теплоустойчивый герметик, с помощью которого закупориваются входные и выходные штуцеры, места прорывов шлангов, соединения и т. д. Важно понимать, что это временная мера – даже хороший герметик довольно быстро снова даст течь. Постоянно пользоваться данным способом и рассчитывать на долгую и исправную службу автомобиля не стоит.
Поломка обнаружилась в гараже. У опытного автовладельца всегда есть набор запасных расходных элементов, уплотнителей, патрубков, шлангов. Если протечка антифриза обнаружилась при осмотре автомобиля в гараже, тогда можно попробовать заменить неисправные детали на новые. Однако, у самостоятельного ремонта есть свои недостатки:
- новые детали могут быть недостаточно качественными и быстро выйти из строя при последующем использовании транспортного средства;
- автовладелец не может сам себе выписать гарантию на проделанную работу, по которой в случае повторной неисправности ремонт будет выполнен бесплатно и в соответствии с техническим регламентом.
Наконец, автовладелец может не иметь достаточного опыта в исправлении подобных поломок. И результат его работы будет немногим лучше неисправной системы охлаждения. Поэтому лучшим способом решить проблему утечки антифриза будет обращение за профессиональной помощью в сертифицированный сервисный центр. Как в случае с заменой неисправной автомобильной оптики, специалисты такого СТО подберут оригинальные или сопоставимые им по качеству детали от сторонних производителей, проведут полноценную инструментальную диагностику системы охлаждения, локализуют поломку и исправят ее. В конечном итоге, переплатив за труд профессионалов, вы в перспективе сможете избежать расходов на частые ремонты некачественно отремонтированной СО двигателя.