Замена масла: когда лучше менять масло?
Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!
В большинстве современных машин используются двигатели внутреннего сгорания. Их конструкция настолько несовершенна, что большая часть процессов, происходящих внутри, нацелена не нейтрализацию последствий трения деталей друг о друга. За смазку механизмов внутри двигателя отвечает моторное масло. От его эксплуатационных характеристик зависит бесперебойная работа двигателя. При этом требуется своевременная замена моторного масла, в противном случае может быть необходима промывка двигателя, капитальный ремонт или замена.
В статье расскажем, когда рекомендуется менять масло, какие есть способы определения состояния масла.
Функции моторного масла
- Нивелирование последствий трения механизмов.
- Снижение износа комплектующих двигателя.
- Отведение тепла, вырабатываемого вследствие трения.
- Защита деталей от коррозии.
Что такое «выработанное масло»?
Во всех двигателях внутреннего сгорания применяется моторное масло, в процессе эксплуатации оно «стареет». Чем больше автомобиль проходит километров, чем интенсивнее используется в разных условиях, тем активнее происходит окисление масла, выгорают присадки и скапливаются загрязнения. Смазка становится более жидкой, черной и дегтеобразной.
- Такое масло не способно выполнять свои функции, оно не охлаждает двигатель, усиливает нагрузку на все узлы силового агрегата;
- растет расход топлива, сокращается ресурс мотора. Если при работе двигателя появился характерный стук, устройство требует срочного ремонта;
- в результате использования загрязненного моторного масла снижаются антикоррозийные характеристики, засоряются и забиваются масляные каналы.
Срок замены масла
Считается, что масло требуется менять каждые 10 000 км. Это утверждение несправедливо унифицирует рекомендации для машин, не учитывая особенности эксплуатации, тип автомобиля и другие характеристики.
Что стоит учесть:
Рекомендации производителя автомобиля
Возраст машины и состояние двигателя
Режим эксплуатации: город или загородная трасса
Качество и количество используемого топлива
География эксплуатации
Внешний вид жидкости
Вид масла
В сервисных документах обычно указано, когда необходимо поменять масло впервые, если автомобиль совершенно новый и как часто рекомендуется проводить процедуру потом. Если новая машина не обкатана производителем, масло придется заменить почти сразу после покупки, чтобы вымыть из двигателя стружку и загрязнения, которые появляются пока механизмы «срабатываются» и детали встают на место. Также внеочередная замена смазочной жидкости ждет двигатели после капитального ремонта и обновления.
Чем старше автомобиль и изношеннее мотор, тем сложнее ему работать, следовательно, стоит менять масло чаще. При этом стандартные рекомендации производителя не учитывают сопутствующие факторы и дают очень условные вводные, которые необходимо корректировать исходя из всех факторов.
На загородных трассах мотор работает интенсивнее, но и охлаждается лучше. В городе же за счет пробок, длительного стояния и езды на низких скоростях масло стареет быстрее, замена может потребоваться уже спустя 5000-7000 км. Так 15 000 км по загородной трассе можно проехать за 200 часов, именно такой период будет работать масло. В городе же на такую же дистанцию может уйти более 500 часов работы масла. Причем манера езды также влияет на выработку масла, оптимальный режим – это езда на постоянной, умеренной скорости.
Низкокачественный бензин, сгорая оседает на двигателе нагаром. В процессе циркуляции, масло вбирает в себя этот нагар и быстрее приходит в негодность. Некоторые водители определяют срок замены жидкости по количеству литров сожженного бензина. Заправил 3000 литров – пора менять масло. Но этот способ индикации подходит тем, кто ведет учет заправок.
Так в автомобилях, эксплуатируемых на территории России и стран СНГ, масло приходится менять чаще, чем в Европейских странах. В том числе и из-за экстремальных перепадов температур и плохих дорог. В России принято готовить автомобиль к зиме: обновить АКБ, проверить состояние тормозной системы, заменить галогенки на светодиодные фары, заменить масло на зимнее и др.
Если масло выглядит загрязненным и слишком жидким, стоит его заменить. Каждый раз, измеряя уровень масла щупом, посмотрите, как выглядит сама жидкость, которая остается на поверхности. Потемнение, обильное количество загрязнений говорит о том, что пора заменить масло.
Все моторные масла состоят из основы и присадок. Составов и комбинаций много. Период старения зависит от основы и пакета присадок, поэтому индивидуален для каждого вида. Рекомендуемые интервалы рассчитаны на стандартные синтетические или полусинтетические масла с гидрокрекинговой основой. Если водитель хочет увеличить промежутки замены жидкости, стоит выбирать варианты со стойкой базой и максимально хорошим пакетом присадок, для определения лучшей марки и модификации можно воспользоваться результатами тестирования.
Сколько можно ездить на отработанном моторном масле?
При несвоевременной замене масла усугубляются риски выхода из строя всего двигателя, но небольшой зазор на вынужденную задержку у водителя есть. Механики СТО говорят о том, что проездить на отработанном моторном масле лишние 1000 – 2000 км может быть не критичным. Но если не менять масло вовремя и проездить на нем лишних 4000-5000 км, то без последствий такая задержка не обойдется.
Замена моторного масла в АКПП и МКПП
Речь идет о различиях замены масла в механической и автоматической трансмиссиях. В отличие от моторного трансмиссионное масло с топливом не взаимодействует, поэтому можно воспользоваться общими рекомендациями из сервисной книжки автомобиля. Среднее значение разных производителей рекомендует менять масло в МКПП спустя 50 – 70 тысяч пробега, но рекомендуем ориентироваться все же на нижнюю границу.
Менять масло в АКПП рекомендуют примерно также часто, как и МКПП, но стоит учитывать, что полностью слить масло из автомобиля с автоматической коробкой передач не удастся, поэтому обычно производят частичную замену масла: сливают сколько получится, и заливают новое, получается обновление примерно на 40 – 50%, поэтому период эксплуатации снижается вдвое, и о смене масло стоит задуматься уже спустя 30 000 км.
Способы замены масла
Практикуют 2 способа замены масла: слив и вакуумная замена.
- Слив масла можно доверить сотрудникам СТО или произвести самостоятельно. Прогрейте или остудите двигатель до рабочей температуры, чтобы масло хорошо стекало и при этом не было раскалено. Подготовьте емкость для слива отработанного масла. Открутите пробку на картере двигателя, сверьтесь с инструкцией эксплуатации. Поставьте емкость для сбора масла и откручивайте пробку сначала ключом, а затем руками, чтобы успеть поймать пробку. На слив уйдет 5 минут, полностью масло не сольется, 2-3% останется внутри двигателя – это норма. Для машин с автоматической коробкой передач норма – 30-40% старого масла. По состоянию масла можно определить стоит ли промывать двигатель. Если нет, то нужно залить новое масло, сначала 0,5 – 1 л. для промывки. Затем закрыть пробку и налить свежее масло, контролируя уровень (не более 80% от общего объема), и заменить масляный фильтр.
- Экспресс-замена – это способ при котором масло отсасывают специальным вакуумом через отверстие для щупа. Заливают новое масло, заменяют фильтр. Процедуру лучше проводить в условиях СТО. При таком методе в двигателе остается значительно большее количество отработанного масла, прибегнуть к этой процедуре придется быстрее.
Советы и рекомендации
- Покупайте только качественное, одобренное производителем масло.
- Не используйте экспресс-замену слишком часто.
- Чаще меняйте моторное масло.
- Ничего не добавляйте в масло самостоятельно, эффект будет краткосрочный, а последствия могут быть серьезными.
- Следите за уровнем масла, недолив также опасен, как и перелив. В первом случае трение деталей будет критичным, во втором – масла будет слишком много. Для измерения используйте щуп.
- Моторы российских автомобилей требуют меньшее количество смазки, чем движки такого же объема зарубежного производства.
Своевременная замена смазки – важное правило в обслуживании автомобиля. Им не стоит пренебрегать и затягивать срок замены смазочного элемента. От правильного выбора масла и его чистоты зависит работа двигателя и период его работы без необходимости проведения дорогостоящих ремонтных работ. Особенно внимательно за уровнем и состоянием смазочной жидкости нужно следить зимой, когда двигатель испытывает на себе повышенные нагрузки. Поэтому перед холодами рекомендуют помимо установки нового АКБ, замены галогенок на светодиодные фары, установки зимних дворников и других необходимых манипуляций еще и заменить моторное масло.