Как правильно буксировать автомобиль?

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

Оглавление

1. Что такое буксировка?

2. Единые требования к буксировке

3. Как правильно буксировать автомобиль мягкой сцепкой

4. Как нужно правильно буксировать автомобиль жесткой сцепкой?

5. Как буксировать автомобиль методом частичной погрузки

6. Как правильно буксировать автомобиль с АКПП?

7. Полезные рекомендации по буксировке автомобиля

В дороге с автомобилем может случиться всякое – например, отказать двигатель или тормозная система. В таких ситуациях продолжать движение опасно, но машину нужно как-то вернуть в гараж или довезти ее до сервисного центра. В этом поможет буксировка другим транспортным средством. С виду этот процесс довольно простой, на деле же в нем есть немало нюансов и ограничений, которые нужно учитывать, чтобы избежать ДТП и не сломать окончательно саму машину. О том, как правильно буксировать автомобиль, мы и расскажем подробно в этой статье.

Что такое буксировка?

Что такое буксировка

Буксировка автомобиля заключается в его перемещении с помощью иного транспортного средства. В зависимости от способа сопряжения буксирующего и буксируемого ТС различаются следующие ее разновидности:

1. На мягкой сцепке. В этом случае ведомый автомобиль присоединяется к буксирующему с помощью гибкого капронового или металлического троса. Это наиболее распространенный вид буксировки неисправных машин категории B. Такой способ используется для перемещения автомобилей с исправной ходовой частью, рулевой и тормозной системой. При этом в буксируемом ТС обязательно должен находиться водитель.

2. На жесткой сцепке. Данный способ буксировки заключается в соединении буксируемого и буксирующего автомобилей специальной металлической конструкцией, имеющей вид простой штанги или треугольного каркаса. Второй тип сцепки позволяет транспортировать неисправное ТС без водителя за рулем или со сломанной тормозной системой.

3. Частичной погрузкой. В этом случае буксируемый автомобиль передней полуосью устанавливается на кузов буксирующего ТС или специальную эстакаду, а задней катится по дороге. Такая буксировка допустима для машин со сломанной рулевой и/или тормозной системами, а также без водителя за рулем.

В Правилах ПДД также предусмотрена буксировка методом полной погрузки – когда неисправный транспорт полностью (всеми 4 осями) размещается на кузове специального автомобиля-эвакуатора, оборудованного лебедкой или подъемным краном, а также двигательной установкой повышенной мощности. Данный способ позволяет перемещать абсолютно неисправные и нефункциональные машины.

Мировая практика показывает, что мягкая сцепка – наиболее распространенный способ буксировки автомобилей. Именно его чаще всего применяют автовладельцы, так как большая их часть владеет легковыми автомобилями.

Единые требования к буксировке

Единые требования к буксировке

При буксировке неисправного автомобиля методом мягкой или жесткой сцепки необходимо соблюдать ряд общих требований:

1. В темный период суток или при затрудненной видимости на буксируемом и буксирующем ТС нужно включить габаритные огни;

2. В любое время суток на автомобиле-тягаче должны быть задействованы фонари ближнего света, на транспортируемой машине – аварийная световая сигнализация;

3. Буксировка не разрешена на скорости, превышающей 50 км/ч во избежание наезда буксируемого ТС на буксировщик и создания угрозы другим участникам дорожного движения;

4. Между автомобилями должна соблюдаться строгая дистанция – при мягкой сцепке от 4 до 6 метров, на жесткой 4 м;

5. Допустимо использовать только исправное и целое средство сцепки (буксировочный трос или металлическую конструкцию);

6. Водитель буксируемого автомобиля является полноценным участником дорожного движения, поэтому обязан иметь при себе документы, подтверждающие право на вождение и владение авто, а также полис ОСАГО.

При любом типе буксировки запрещено:

1. Тянуть машину с прицепом или несколько автомобилей одновременно, даже если мощность двигателя тягача позволяет это сделать;

2. Буксировать машину с поврежденной тормозной и рулевой системой и массой, превышающей вес буксировщика;

3. Выполнять буксировку в условиях сильного дождя, снегопада, тумана, задымления и других факторов, значительно ухудшающих видимость;

4. Транспортировать сцепку автомобилей, превышающей по длине 22 метра;

5. Водителям буксирующей машины, чей стаж вождения составляет до 2 лет (на их автомобилях обязательно должна иметься пометка «начинающий водитель»);

6. Перевозить людей и домашних животных в буксируемом транспортном средстве (в нем должен оставаться только водитель).

Помимо общих требований существуют специализированные нормы и правила для каждого способа буксировки неисправного автомобиля. Рассмотрим их подробнее ниже.

Как правильно буксировать автомобиль мягкой сцепкой

Как правильно буксировать автомобиль мягкой сцепкой

При использовании мягкой сцепки для буксировки ТС необходимо соблюдать следующие основные правила:

1. Данный способ применим только к машинам с исправной рулевой или тормозной системой – при неисправности хотя бы одной из них используется только жесткая сцепка или метод погрузки;

2. При буксировке за рулем буксируемого автомобиля должен находиться водитель, имеющий при себе документы на владение транспортным средством и права на его использование;

3. Буксировочный трос должен иметь длину 4-6 метров, при его использовании необходимо обозначить гибкое связующее звено 2 светоотражающими флажками размером 20х20 см, расцвеченными в красно-белую диагональную полоску;

4. Во время буксировки трос должен быть натянут – это поможет избежать рывков, вызывающих лишнюю нагрузку на ходовую часть обоих транспортных средств;

5. Запрещено использовать метод гибкой сцепки для перемещения автомобиля в условиях гололедицы.

Каждый водитель должен знать, какой трос купить для буксировки. Вообще это приспособление входит в обязательный комплект любого автомобилиста вместе с аптечкой и огнетушителем. Трос должен соответствовать следующим требованиям:

1. Подходить к буксировочным проушинам, стационарно установленным или приобретенным водителем для конкретной модели автомобиля;

2. Выдерживать разрывные нагрузки, вдвое превосходящие массу самого автомобиля;

3. Достаточно эластичным, чтобы эффективно компенсировать рывковые нагрузки.

Буксировочный трос бывает металлическим (сплетенным из тонкой проволоки) или капроновым. Сталь обладает максимальной прочностью, но подвержена ржавлению, к тому же не слишком удобна в использовании из-за своей жесткости. Капроновые тросы уступают стальным по прочности (хотя ее запаса вполне хватает), зато не ржавеют и лучше растягиваются. Такие приспособления бывают;

1. ленточными – легко сворачиваются в рулон, имеют яркую окраску и хорошее сочетание цены-качества, но их не рекомендуется часто использовать для рывкового вытаскивания автомобиля;

2. в виде рулетки – это разновидность ленточного троса, которая автоматически сворачивается в рулон, она обладает такими же характеристиками и применением, но выгодно отличается тем, что не провисает;

3. в виде «косички» - такие тросы сплетены из множества тонких капроновых волокон, что увеличивает их прочность и способность выдерживать рывковые нагрузки, но немного снижает эластичность.

В целом, для буксировки легковых и легких грузовых автомобилей подходят все варианты буксировочного троса. Но при выборе этого приспособления следует учитывать его прочностные характеристики и соотносить их с массой транспортного средства.

Буксировка методом гибкой сцепки является одновременно наиболее распространенной и самой опасной. Главную угрозу создает возможность наезда буксируемого автомобиля на буксировщик, а также выезд первого за пределы траектории движения из-за гибкости троса. Поэтому во время перемещения неисправного транспорта таким способом должны выполняться следующие условия:

1. Маршрут движения и условные знаки должны быть заведомо согласованы между водителями обоих транспортных средств (сигналы подаются средствами освещения авто);

2. Перед буксировкой автомобиля нужно убедиться в том, что проушины авто и петли троса исправны и могут выдержать нагрузку;

3. В перемещаемом ТС должен присутствовать водитель, а ключ зажигания вставлен в замке в положение, в котором руль разблокирован;

4. Буксировщик должен трогаться максимально плавно, чтобы избежать рывков, а буксируемый – стараться держать дистанцию натяжения троса;

5. При езде вниз с наклонной поверхности водитель перемещаемого авто должен контролировать скорость скатывания, чтобы не наехать на едущего впереди буксировщика.

В целом, при соблюдении этих правил, риск аварии при буксировке мягкой сцепкой снижается до минимума.

Как нужно правильно буксировать автомобиль жесткой сцепкой?

Как нужно правильно буксировать автомобиль жесткой сцепкой

Данный метод используется автомобилистами сравнительно редко, так как требует наличия в автомобиле специальной металлической жесткой конструкции, которая поместится далеко не в каждую машину. Тем не менее, ее основные правила и ограничения также необходимо знать:

1. В ведомом автомобиле должен находиться водитель, управляющий его движением, за исключением тех случаев, когда конструкция сцепки позволяет сохранять заданную буксировщиком траекторию;

2. Длина сцепки должна не превышать 4 метров, а ее конструкция – соответствовать требованиям ГОСТ 25907-89;

3. В ведомом автомобиле запрещено перевозить людей или домашних животных;

4. Запрещается транспортировка методом жесткой сцепки автомобилей с неисправной тормозной системой, за исключением случаев, когда масса ведомого ТС составляет менее половины веса буксировщика;

5. На ведомом автомобиле должна быть включена аварийная сигнализация, на ведущем – ближний свет или противотуманные фары, дневные ходовые огни.

Конструкция жесткой сцепки может быть разной. Наиболее простой вариант представляет собой металлическую штангу с двумя точками крепления. Более сложные выполняются в виде стального каркаса с несколькими точками крепления, благодаря чему ведомый автомобиль жестко сцепляется с ведущим и движется строго по его траектории. Это существенно снижает вероятность «вылета» буксируемого ТС на поворотах, а также его наезд на буксирующую машину. Но собрать такие конструкции из подручных материалов нельзя, перевозить их сложно, поэтому используются они редко.

Как буксировать автомобиль методом частичной погрузки

Как буксировать автомобиль методом частичной погрузки

Это достаточно редкий способ, применяемый при буксировке автомобилей с неисправной тормозной или рулевой системой, а также новых машин при их перегоне. Технически реализовать это можно 2 способами:

1. С помощью грузового автомобиля, оборудованного кузовом и краном с лебедкой для погрузки буксируемого транспортного средства;

2. С помощью мощного легкового автомобиля – при этом буксируемое ТС устанавливается передней осью на специальную колесную эстакаду, жестко сцепленную с ведущей машиной.

У данного метода тоже есть свои ограничения:

1. Во время буксировки запрещается нахождение в ведомом автомобиле пассажиров и водителя;

2. Запрещается буксировать ТС с поврежденными тормозами, за исключением случаев, когда его масса составляет менее половины веса ведущего авто.

Ввиду технической сложности этот способ буксировки применяется крайне редко. В основном его используют специализированные эвакуаторы. Метод полной погрузки (когда ведомая машина полностью находится в грузовом кузове буксировщика), строго горя, буксировкой не является – это полноценная транспортировка груза, роль которого выполняет неисправный автомобиль.

Как правильно буксировать автомобиль с АКПП?

Как правильно буксировать автомобиль с АКПП

В том, как правильно буксировать автомобиль с коробкой «механика», проблем обычно не возникает. На перемещение таких машин не накладывается никаких особых ограничений. Для этого водитель ведомого авто должен поставить ручник на нейтральную скорость и при движении всегда оставлять ногу на педали тормоза. При этом может использоваться мягкая или жесткая сцепка, а также метод частичной погрузки.

Несколько сложнее дела обстоят с автоматической КПП. Такая трансмиссия представляет собой более тонкий механизм и больше подвержена повреждениям, возникающим из-за повышенных нагрузок. Обычно считается, что автомобили с АКПП можно буксировать исключительно методом частичной или полной загрузки. В идеале – да, если есть возможность, то лучше вызвать эвакуатор, который довезет до сервисного центра или стоянки.

Тем не менее, авто с АКПП можно буксировать и с помощью мягкой или жесткой сцепки, но это требует соблюдения следующих условий:

1. Скорость не должна превышать 30 км/ч, в противном случае буксировка увеличивает нагрузку на мотор и трансмиссию, что ведет к их быстрому износу;

2. Дистанция буксировки не должна превышать 50 км, а в идеале использовать мягкую или жесткую сцепку лучше только для того, чтобы вытащить авто из грязи или довести до ближайшей стоянки;

3. Перед буксировкой коробку передач следует перевести в ручной режим и поставить на «нейтраль», чтобы отделить трансмиссию от неработающего двигателя.

Полезные рекомендации по буксировке автомобиля

Полезные рекомендации по буксировке автомобиля

В заключение еще несколько советов по обеспечению нормальной буксировке авто без последствий:

1. Перед буксировкой стоит узнать про свой автомобиль больше информации – обычно производители дают четкие рекомендации по поводу допустимого способа перевозки, массы и мощности ведущего ТС и т. д.;

2. Внимательно следите за дорогой – знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено» означает и запрет на буксировку, нарушение которого влечет штраф;

3. Используйте только покупные буксировочные тросы и жесткие сцепки – самодельные аналоги применять нельзя;

4. При буксировке с помощью троса накиньте на него куртку или любую другую ткань – если он лопнет, концы просто упадут на землю;

5. Предварительно обсудите с водителем ведомого или ведущего автомобиля условные сигналы, чтобы избежать недопонимания;

6. Изучите ограничения на буксировку (расстояние, скорость, длительность) именно для вашей модели, а также дорожные знаки, разрешающие или запрещающие ее на отдельных участках трассы.

Помните, что оба задействованных в процессе авто являются полноценными участниками дорожного движения. От водителей обоих транспортных средств требуется максимальная собранность и профессионализм, четкое соблюдение правил буксировки, чтобы исключить возникновение опасных ситуаций на дороге.